термах устраивались залы для пиров, бесед и собраний, библиотеки. Внутренние залы
украшали мраморные статуи, среди них почетное место принадлежало изображениям
Асклепия, которого римляне называли Эскулапом, и Гигиене. Культ богини Гигиены пришел
в Рим вместе с культом Эскулапа. До этого у римлян существовала своя богиня здоровья и
хорошего самочувствия – Салута (лат. salus «благо, здоровье»). Она была символом не только
личного здоровья, но и общественного благополучия.
В качестве одного из методов лечебного и профилактического средства
использовалось купание в минеральных источниках. У многих народов Древнего Bостока, в
Индии, Персии, Иране купания были только методом врачевания, но и частью религиозного
ритуала. Римляне часто использовали и лечение холодной водой. В период царствования
Октавиана Августа (Iв. н.э.) это существенно сказалось на положении врачей: император
освободил их от налогов после того, как придворный врач Антоний Муза вылечил его с
помощью холодной воды от хронического ревматизма. Статуя Myзы была установлена в
храме Эскулапа, аналога греческого Асклепия – бога врачебного искусства и
сына Аполлона
(египетского Тота-Гермеса), врача богов. Сыновья и дочери Асклепия олицетворяли
различные аспекты врачебного искусства – лекарственное лечение (Панакея), хирургию
(Махаон), исцеление от внутренних болезней (Подалирий), магическое врачевание
(Телесфор) и профилактическую медицину (Гигея и Огле). Все они, согласно мифам,
обучались медицине у своего отца
Асклепия. Считается, что прообразом бога-целителя
Асклепия, культкоторого сложился в VII в. до н.э., был царь Фессалии и прославленный
врачеватель Асклепий. Он жил во время Троянской войны (XII в. до н.э.), о нем и его
сыновьях, героях-военачальниках и искусных врачах, упоминает Гомер в «Илиаде». Махаон
и Подалирий: «славные оба врачи, Асклепия мудрые дети». Махаон, «бессмертным по-
добный», был военным хирургом, который смог сначала вынуть из раны стрелу, хотя
«заостренные зубья обратно ее не пускали», а потом вылечить рану: «Стоит многих людей
один врачеватель искусный: Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством».
Подалирий прославился диагностикой и врачеванием внутренних болезней, он поставил
правильный диагноз заболевшему безумием Аяксу по его блестящим глазам и беспокойству.
Выучившись, Асклепий лечил болезни втиранием мазей, освежающими напитками и
священными песнопениями, которые сопровождали не только прием лекарств, но и сам
процесс их приготовления. Эти традиции надолго остались в греческой медицине. Греки
приписывали Асклепию изобретение лечения музыкой посредством воздействия
разнообразными мелодиями на настроение и самочувствие человека. Греческие мифы
рассказывают о чарующей музыке Орфея. Слушая звуки его кифары, люди и боги забывали о
своих несчастьях. Сохранились свидетельства о применении музыки греческими врачами,
последователями Пифагора, для усмирения боли и гнева. Успокаивающее действие музыки
во время обострения душевных болезней использовалось и в более древних культурах.
По преданию, Асклепий достиг такого совершенства в своем искусстве, что даже стал
воскрешать мертвых, похищая их у Аида. От богини Афины он получил в дар особое
лекарство – кровь Медузы-Горгоны; кровь из вен левой стороны была целебной, а из правой
– губительной для человека. Аид, бог подземного царства, пожаловался Зевсу, что Асклепий
возвращает к жизни мертвых. В гневе Зевс поразил искусного врача молнией, однако вскоре
внял многочисленным просьбам и оживил Асклепия, взяв с него клятву никогда больше не
воскрешать мертвых. Согласно преданию, Асклепий женился на Эпионе, дочери правителя
острова Кос. Здесь и продолжился род Асклепиадов (потомков Асклепия). Первоначально
врачи были кровными родственниками: профессия передавалась от отца к сыну; отношения
между врачами определялись семейной традицией. Позже, когда Асклепиады стали
принимать в свою среду и «посторонних» юношей, семья превратилась во «врачебное
общество».