Стр. 13 - 2

Упрощенная HTML-версия

сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей.
Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним
крылом».
Во многих странах Древнего Востока существовали священные тексты, которые
предписывали врачам наличие высоких моральных качеств. Например, в Древней Индии
была врачебная проповедь, подобная греческой клятве Гиппократа. Учитель врачевания в
медицинских школах Индии произносил ее перед своими учениками на торжественной
церемонии, посвященной окончанию семилетнего обучения. Эта проповедь приведена в
трактате «Чарака-самхита»: «Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы
не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни... Вы не должны
пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей... Когда вы идете в дом
больного, вы должны направить свои слова, мысли, разум и чувства ни к чему тому, как к
своему больному и его лечению. Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека,
не следует говорить никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы навредить
больному». В случае неизлечимой болезни врач должен честно признать свое бессилие.
Предписания врачебной этики касались и внешнего вида врача: требовалось, чтобы «врач,
который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил
коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую
надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком и в
особенности избегал болтовни».
В Древней Индии существовало понятие врачебной тайны: сведения, полученные от
больного, не разглашались, если они могли произвести тяжелое впечатление на близких
людей. Врач не должен был сообщать пациенту о тех своих наблюдениях, которые могли
отрицательно повлиять на душевное состояние больного и таким образом помешать
выздоровлению. Это соответствовало аюрведическим представлениям о необходимости
душевного покоя для сохранения здоровья.
Средневековый (XII в.) иудейский врач и философ Моисей Маймонид пишет в
«Молении исцелителя»: «Сделай так, чтобы душа твоя прониклась любовью к искусству.
Сосредоточь свой ум у ложа больного, дабы припомнить все, чему научили тебя твой опыт и
знание. Сделай, чтобы больные прониклись к тебе доверием, к тебе и к твоему искусству...
Отгони от них шарлатанов, удали ненужных советчиков, которые думают, что они все
знают... Обрети силу, волю и обстоятельства расширять свои знания... Искусство
безгранично, но ум человеческий беспрестанно проникает в него все дальше и дальше.»
Парацельс, один из знаменитых врачей XVI в., считал этику (лат. «
Virtus
») одной из
основ медицины. В его время это звучало весьма актуально: врачи иногда принимали участие
в казнях и пытках во время судов инквизиции. «Врач не смеет быть лицемером, старой бабой,
мучителем, лжецом, легкомысленным, но должен быть праведным человеком, ... сила врача –
в его сердце, работа его должна руководиться Богом и освещаться естественным светом и
опытностью; величайшая основа лекарства – любовь».
На Древнем Востоке врачи, в основном египетские, являлись слугами у вельмож (что
подтверждается ветхозаветными текстами); в Древнем Риме первыми врачами были выходцы
из Греции, большей частью рабы, которые лечили своего хозяина и его родственников.
Иногда таких рабов отпускали на свободные заработки за определенную плату. Врач-
вольноотпущенник отдавал бывшему хозяину часть своих доходов, но юридически
продолжал зависеть от него. Существовали специальные законы о наказаниях плохих врачей.
До III-II вв. до н.э. в Риме почти не было своих врачей. Считалось, что для поддержания
здоровья вполне достаточно посещения бань – терм (от греч. «
thermos
» — теплый), которыми
горожане пользовались бесплатно. Постепенно термы стали включать в себя залы
спортивных занятий, бассейны, помещения для лечебных и гигиенических процедур. В