именно прана была основой всего живого, позднее её стали называть «дыхание», «жизненная
сила», «энергия». Человек после длительной специальной тренировки тела и духа, их свое-
образного «очищения» способен управлять праной, концентрировать ее. Этому учит йога –
система философских представлений, морально-этических правил и физических упражнений
– поз. Ее цель – соединение человека с космическими источниками энергии с помощью
восьми «средств восхождения», в числе которых – воздержание от удовольствий; воспитание
душевной и физической стойкости; разнообразные позы, способствующие концентрации
мысли; дыхательные упражнения. Йога способствовала освобождению скрытой энергии кун-
далини (от санскритского «кундала» – «кольца» скрученной веревки), дремлющей в
духовном теле человека подобно змее, которая кольцами обвивается вокруг ствола дерева.
Йога связана с философскими основаниями нескольких религиозных систем, в том числе
буддизма. Подобно тому, как китайская гимнастика была призвана повышать ци человека, не
допуская препятствий и закупорок напути ее движения, индийские упражнения – медитации
должны были сообщить йогу способность управлять движением праны.
Сведения о йоге были собраны в III в. до н.э. индийским мудрецом Патанджали в
книге «Йога-сутра». В этом сборнике мировоззрение йогов, система дыхательных и
физических упражнений изложены в виде кратких изречений – сутр. Одна из 18
разновидностей йоги – «Хатха-йога» (система тренировки тела и разума с целью сохранения
здоровья) широко известна в Индии и за ее пределами. Как правило, современные
представления о йоге придают большое значение физической тренировке. При этом
философско-религиозный аспект доктрины часто не принимается во внимание. Ритуальные
движения, молитвенные позы и система медитаций, сопровождающие религиозные
церемонии в странах Древнего мира, часто воспринимаются современным человеком лишь
как система гимнастических упражнений. При этом не обращается внимания на ту душевную
работу, которая играла большую роль в процессе лечения. Даже инструменты древних
врачевателей часто предполагали не только физическое воздействие на больного: в Древнем
Китае иглы для иглоукалывания первоначально имели внутри отверстие, по нему от врача к
больному проходила целительная энергия ян. С ее помощью организм больного должен был
избавиться от преобладания энергии инь. Для того, чтобы врач мог служить источником
целительного начала, он сам должен был обладать высокими моральными качествами –
«неоспоримыми добродетелями».
В медицине многих стран Древнего мира, античности и средневековья различали
болезни, как это было уже сказано, происходящие от естественных и сверхъестественных
причин. Поэтому искусство врачевания включало в себя знание о том, какие методы следует
применять в разных случаях. Интересен в этом отношении эпизод из жизни известного
китайского философа «совершенномудрого» Мо Цзы (V–IV вв. до н.э.). Когда он заболел, к
нему пришел ученик и спросил: «Господин, вы говорите, что духи разумны и управляют
бедствиями и благословениями. Они вознаграждают добро и наказывают зло. Вы –
совершенномудрый, как же вы можете болеть? Значит ли это, что ваше учение не совсем
правильно, или что духи все-таки не так уж разумны?». Мо Цзы ответил ему: «Даже если я
болен, почему духи не должны быть разумны? Есть много путей, которыми человек может
подхватить болезнь. Некоторые болезни подхватываются из-за жары или холода, другие – от
усталости. Если из ста дверей закрыта лишь одна, разве грабители не смогут войти ?».
В трактатах Чараки и Сушруты большое значение придается врачебной этике (от греч.
«ethos» – обычай, характер). Согласно древнеиндийским легендам, боги смешали небо и
землю и создали 14 «драгоценных вещей», одной из них был врач. Его положение в обществе
было относительно высоким, но и требования к нему предъявлялись большие. Сушрута в
своем трактате писал: «Врач, неискусный в операциях, приходит у постели больного в
замешательство... Врач, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими