Стр. 11 - 2

Упрощенная HTML-версия

Особенно в древние времена ценилась соль, не только как приправа к пище, но и как
лекарственное средство против ядов. Она широко применялась как антисептическое
средство, входила в состав глазных мазей, косметических масок и притираний. Соляные
ванны были распространены в античной медицине. Гиппократ указывал на то, что раны, по-
лученные рыбаками, не надо трогать врачу: они заживают от действия морской воды,
содержащей соль. Врачи древнего Востока и античного мира писали, что соль, как и многие
другие вещества, при неумеренном употреблении может принести вред. Например, китайские
трактаты связывали избыток соли в воде и пище с появлением язв и болезней крови.
В качестве одного из методов лечебного и профилактического средства
использовалось купание в минеральных источниках. У многих народов Древнего Bостока, в
Индии, Персии, Иране купания были только методом врачевания, но и частью религиозного
ритуала.
Одним из средств лечения было кровопускание. Оно имело теоретическую основу в
гуморальной теории, изложенной в классических медицинских сочинениях «Гиппократова
сборника». Гален уделял ему большое внимание, считая одним из самых важных лечебных
средств. В частности, болезни мозга он делил на две группы: происходящие от малокровия и
от полнокровия. Первые, по его мнению, вызывали конвульсии и паралич, вторые –
апоплексию. Гален оставил множество конкретных указаний о производстве кровопусканий,
которые нашли продолжение и развитие в медицинской школе Салерно.
В эпоху позднего средневековья и Возрождения было распространено кровопускание с
помощью пиявок.
Проникновению традиций восточного и западноевропейского врачевания в древнюю
Русь способствовали не только привозные медикаменты, но и иноземные врачи,
приглашаемые ко дворам русских князей. Так, например, при дворе черниговского князя
служил врачеватель Петр по прозвищу Сириянин (сириец); к «лечцу-ормянину» (армянин),
упоминаемому в Летописи, умевшему определять болезни по внешнему виду и
«жилобиению» (так назывался пульс на Руси), обращались князья Всеволод и Владимир
Мономах. В русских летописях сохранились имена женщин-врачевательниц. Крестьянская
девушка Феврония, дочь бортника, дочь черниговского князя Евфросинья была «зело
сведуща в Асклепиевых писаниях». По мнению некоторых исследователей, автором первого
отечественного медицинского трактата была Евфрасинья Мстиславовна (ок. 1108-1180гг.),
дочь Мстислава Владимировича и внучка князя Владимира по прозвищу Мономах (греч. -
фамилия византийского рода, собственно «единоборец»), который, в соответствии с
Летописью («Повесть временных лет») ввел христианство на Руси. В другом древнерусском
памятнике «Житие и жизнь Валаама пустынника и Иоасафа-царевича индийского»
упоминаются врачи Индии, знающие философию и астрологию, умеющие поставить диагноз
по «жилобиению», вылечить самые тяжелые болезни и раны
.
Индийские врачи, также как древнегреческие, имели в качестве основы своего
врачевания религиозно-философские учения. Согласно учению философов Древней Индии,
каждый человек имеет два тела – внешнее, физическое, материальное, и внутреннее –
духовное, основу которого составляет духовное начало в человеке. Материальное тело
представляет собой комбинацию пяти элементов. Это земля, огонь, вода, воздух и
пространство. Три из них – воздух, огонь и вода – основополагающие элементы физического
тела, воплощенные соответственно в три главные составляющие человеческого тела – ветер,
желчь и флегму.
Духовное тело, состоящее из целой сети многочисленных сосудов, по которым
циркулирует жизенная энергия, соединяет физиологические и психологические процессы в
организме. Представление об этой жизненной энергии – пране берет начало в индийском
учении о мироздании и первооснове бытия, изложенном в Ведах. Согласно этому учению,