310
Сюда же, по-видимому, нужно отнести и Гармонию пифагорейцев. Концепция Раздора,
Вражды как принципа космогонического ведет свое начало от Анаксимандра. Но наиболее
решительно должен был повлиять на Эмпедокла в этом смысле Гераклит. Изречение
Эффеского мыслителя: «Борьба есть право мира, отец и царь всего» – было полным
выражением той политической и социальной розни, среди которой воспитывался и
действовал Эмпедокл. А своеобразная концепция мирового потока должна была еще более
утвердить его в стремлении отдать себе отчет в том, что такое эта лишенная всякой
устойчивости реальная действительность. Глядя на свою родину, раздираемую постоянными
смутами и борьбой партий, Эмпедокл скорбел духом и мысленно созидал по контрасту с тем,
что его окружало, идеал блаженного существования: так, мало-помалу мир, в котором он
жил, стал рисоваться ему в образе царства дикой, безумной Вражды или Ненависти, а сам он
стал мечтать о том благословенном времени, когда «повсюду любовь процветали и дружба».
И чем сильнее привязывался Эмпедокл к этому идеалу, чем искреннее становилась его вера в
существование золотого века, тем чаще и неотвязнее должен был возникать пред ним
вопрос: откуда у него явилось знание обо всем этом и почему таким знанием не обладают
все? Многие исследователи видят в этом зародыш его будущего самообожествления,
тщеславия и высокомерия (Г. Якубанис, Т. Гомперц); основой таких мнений служат,
вероятно, слова Эмпедокла:
Ныне привет вам! Бессмертному Богу подобясь средь смертных,
Шествую к вам, окруженный почетом, как то подобает,
В зелени свежих венков и в повязках златых утопая.
Сонмами жен и мужей величаемый окрест грядущих,
В грады цветущие путь направляю, они же за мною
Следуют, все вопрошая, где к пользе стезя пролегает:
Те прорицаний желают, другие от разных недугов
Слово целебное слышать стремятся, ко мне обращаясь.
Подлинно тяжких страданий исполнена жизнь злополучных! («Очищения» с. 112)
Из этих строк видно, что к Эмпедоклу обращаются как к человеку, обладающему
многими познаниями, недоступными простым людям в силу разных причин: отсутствия
образования, неумения самостоятельно размышлять, интеллектуальной неразвитости и пр.
Его понимание сотворенной природы, Бога (как Духа, «святого, несказанного»), «всеобщего
закона», который «простирается без перерыва», и вытекающее отсюда учение, отличное от
мистериальных культов богов, послужило тому, что ему приписывалась большая сила,
сверхчеловеческая власть над природой. Он сам пишет, что «счастлив, кто мыслей
божественных ценным владеет богатством, Жалок, кто о богах лишь понятием смутным
доволен». Отсюда – предания о чародействе и чудотворстве, которыми изобилует его
биография. Возможность «волшебного» воздействия вытекает из основоположений его
физического учения: перенесение в космологию Любви и Ненависти, теория четырех
мирообразующих элементов, входящих в различных пропорциях в состав всех вещей, и,
наконец, примыкающее к ней учение о притяжении подобного подобным. Коль скоро все
существующее в мире слагается из известного, строго определенного числа стихий и коль
скоро взаимодействие между этими стихиями, а следовательно, и между состоящими из них
вещами определяется отношениями Любви и Ненависти, притяжения и отталкивания, то,
очевидно, стоит только дойти до определенного состава данной вещи, чтобы получить
возможность влиять посредством нее на окружающую действительность непонятным и
таинственным для непосвященных способом. Благодаря всему этому Эмпедокл стал
считаться в древности одним из столпов магической науки, причем особенно важную роль в
последующей истории магии сыграло введенное им различение добрых и злых демонов.
Мистический взгляд на свое «я» как на существо высшего порядка, стоящее на
рубеже земной действительности, на границе между миром людей и богов, повлек за собою
и много других следствий. Так, в несомненной связи с ним стоит вся проповедническая и