309
Все во Вражде разновидны и гонятся врозь друг от друга,
Но в любви сочетаются, страстью пылая взаимной.
Ибо из них все, что было, что есть и все то, что будет:
В них прозябли деревья, из них стали мужи и жены,
Дикие звери, и птицы, и в море живущие рыбы,
Также и боги из них, многочтимые, долгие днями.
Ибо все те же они, проницая однако друг друга,
В видах различных являются: столько их смесь изменяет (ст. 20–21)
Учение Эмпедокла о Любви как движущем начале всего существующего и
Ненависти-Вражды, которая «в глубочайшие недра пучины путь свой направила»,
соответствует изложенному в некоторых ветхозаветных книгах (Бытие 1, Иова 38-42, Исаиа
40 и др.).
Это учение легло в основу его представлений о человеке. Поскольку Эмпедокл
был не только государственным деятелем, но и врачом, лечение которого базировалось на
его философском мировосприятии, то причины болезней он вывел из столкновения (Вражда)
или нарушения правильного соотношения (Гармония с Любовью) тех неоднородных
веществ, которые заключаются в животном организме (за полвека до Эмпедокла говорил об
этом Алкмеон). Его учение о веществе имеет три основные идеи: гипотеза множественности,
и притом ограниченной множественности основных элементов; идея соединений, в которые
вступают между собой эти элементы; признание многочисленных количественных различий
или изменчивости пропорций в этих соединениях. Множественность самих соединений
привела к первичной множественности мира материи. Отказавшись от идеи единой стихии,
представленной в виде первоначала Фалеса, Анаксимена и Гераклита, присоединив к воде,
воздуху и огню еще и землю. Источниками его учения могли быть идеи ранних мыслителей,
как греческих, так и восточных. Идеи Эмпедокла о стихиях Аристотель включил в свое
учение о природе.
Наблюдение над тогдашними политическими и социальными отношениями и
участие в общественной жизни Сицилии не могли оказать умиротворяющего действия на
душевное состояние Эмпедокла. Бесконечные внутренние неурядицы, беспрестанно
возникавшие на острове вслед за низвержением тирании, хаотичное народовластие
аллегорически были изображены на сиракузских монетах в виде коня, бегущего без узды.
Сохраненные преданием факты, будто Эмпедокл лишился в конце концов
популярности и был изгнан или добровольно покинул родину, представлены в трагедии
Фридриха Гердерлина, написанной в конце XVIII века. Созданный им идеал человеческого
общества далек как по существу, так и по форме от тогдашней сицилийской демократии. Не
встретив воплощения своего жизненного идеала во внешнем мире – ни в религии, ни в
философии, ни в общественной среде, Эмпедокл стал искать его в мире внутреннем. Таким
образом, он обратился к третьему и последнему из указанных выше источников – к недрам
собственного духа. Однако он не сделался мечтателем в настоящем смысле слова: точкой
отправления для него служил все же реальный, объективный мир в самом широком значении
этого понятия. Только Эмпедокл идеализировал его, раздвигая его пределы во времени и в
пространстве и рассматривая его теперешнее состояние как мимолетное явление в
бесконечном процессе вселенской драмы. Историческая действительность, в которой жил
Эмпедокл, была настолько подвижна и ярка, что он не мог согласиться с Парменидом, т.е.
признать ее простым обманом чувств, а, напротив, исходил в своих философских
построениях именно из нее, прямо перенеся в свою систему два важнейших агента этой
действительности – Любовь и Ненависть-Вражду: первая была редким явлением и
предпосылалась его сознанию в форме идеала, вторую он постоянно видел вокруг себя.
Подобное заключение от функций микрокосма к функциям макрокосма, от физио- и
психологии к космологии не было новостью в греческой философии. Любовь как вселенский
фактор выступает уже у Гесиода, а затем в образе мироправящей богини – у Парменида.