Стр. 308 - 2

Упрощенная HTML-версия

308
афинском ареопаге: «Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог,
сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных
храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду,
Сам давая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий
для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их
обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от
каждого из нас, ибо мы им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших
стихотворцев говорили: «Мы Его и род» (Деяния 17:23-28). Павел приводит строки
критского поэта Эпименида (ок. 600 г. до н.э.) из его «Cretica»: «Ибо в тебе мы живем и
движемся и существуем»; затем цитирует Клеанта (331-233 г. до н.э.) и киликийского поэта
Арата (315–240 г. до н.э.) из «
Phoenomena
» : «…мы Его и род».
Интуитивно постигая сущность Бога, Эмпедокл пишет в «Очищении» (ст. 133–
135):
Божество недоступно ни зрению нашего ока,
Ни осязанию рук, а ведь в них пролегает наилучший
Путь для внедрения веры в сердца недоверчивых смертных.
Нет у Него головы человекообразной, что члены
Смертных венчает, ни рук, что как ветви из плеч вырастают,
Нет ни быстрых колен, ни ступней, ни частей волосатых:
Дух лишь один существует Святой, несказанный, от века
Мыслями быстрыми вкруг обегающий все мирозданье.
Переживая кризисный (греч.
krisis
«решение, решительный исход, перелом,
тяжелое переходное состояние») период в духовном развитии эллинского мира вообще и
родной ему Сицилии в частности, Эмпедокл все же основывает свое учение на орфико-
пифагорейском представлении о переселении душ в процессе искупления, основывая
нравственно-религиозную часть своей системы, с ее демонологией, метапсихозом,
нравственно-обрядовыми предписаниями и т.п., за что стал считаться некоторыми
критиками шарлатаном:
Так происходят из них
(демонов, переживающих последние
стадии метапсихоза
) прорицатели, или поэты,
Иль врачи, иль вожди – у людей, населяющих землю.
Те же к богам многочтимым возносятся в новом рождении.
…………………………………………………………………
Крупно с другими бессмертными столь и очаг разделяя,
Скорбей не зная людских, не ведая смерти, ни боли… («Очищения» ст. 145–147)
Не отказывается он от веры в бессмертных богов, происхождение которых (а
также и всего макрокосма) объясняет взаимоотношениями Любви и Ненависти на примере
человека (микрокосма):
Ясно то можно узреть в совокупности членов телесных:
То, Любовью влекомые, сходятся все воедино
Органы бренного тела в расцвете жизненной силы;
То, напротив, Раздором разъятые злым, каждый порознь
В шумном прибое житейского моря у брега блуждают.
Так у растений бывает, у рыб, населяющих воду,
Так и у горных зверей, и у птиц, сих ладей окрыленных.
Но на свидетельства прежних речей обрати свои взоры,
Не было ль там уклонений от мысли, положенной нами.
Вот пред тобою горячее и лучезарное солнце,
Вот и бессмертная высь, сиянием дня залитая,
Вот и дождем нисходящая, темна, хладная влага,
Вот и в земле сокровенное твердое мира начало.