307
Ты же, молю, белорукая, многожеланная дева,
Муза, ко мне снизойди на послушной тебе колеснице,
Благоговейное слово неся краткодневным созданьям.
Нет, не заставит меня обольщение чести и славы
В мире сем тленном, смирения дерзко нарушив пределы
Речью греховною, к мудрости горним обителям вспрянуть.
Нет, но исследовать должен ты всячески все, что открыто,
Зрению вовсе не более веры давая, чем слуху,
Ни громогласному слуху не больше, чем ясному слову;
Ни остальных своих членов, где только путь есть познанью,
Веры твоей не лишай, а исследуй, где что открыто.
5. Свойственно людям негодным сильнейшему слову не верить.
Ты же, как то велят откровенья правдивые Музы,
В сердце своем различи слово истины, правду чтоб сведать.
По Эмпедоклу, философия неотделима от жизни, она есть сама жизнь. В этом
смысле она близка к понятию веры, которая есть наиболее фундаментальная категория
поиска связи человека с трансцендентным, ориентация личности во всей совокупности ее
проявлений, это система отношений, которая включает
я
человека, других индивидуумов и
«средоточие ценностей и силы», т.е. Бога. При этом следует учитывать, что вера есть то, чем
обладают все люди, что дается человеку как дар от рождения, что превращает веру в
универсальный аспект
человеческого существования, в определенный образ
мировосприятия, определяющий повседневное поведение человека в каждом конкретном
случае. Таким образом, вера человека включает комплекс убеждений, поведение и
отношение. Иначе говоря, у веры есть познающая (ортодоксия), физическая (ортопраксия) и
эмоциональная (ортопатия) составляющие, которые неразделимы и неотделимы друг от
друга.
Вера как ортодоксия включает в себя сумму убеждений, т.е. то, во что человек
верит, и то, как он в это верит (вера в определенное повествование и его осмысление).
Ортопраксия («правильные дела») есть критически осмысленное, верное действие. Человек
не призван действовать слепо, без размышления. Напротив, поступать необходимо исходя из
разумного обоснования своих действий на основе библейского принципа поступать с другим
так, как хочешь, чтобы с тобой поступали (принцип заимствован современной психологий).
Вера также проявляется в ортопатии («верные, правильные чувства»). Важно не только
иметь верные убеждения, обусловливающие верные поступки, но при этом иметь верные
мотивы. Ортопатия выражается в верности своим убеждениям. Верность опирается на волю
и осмысленное желание, которое производит в человеке эмоции, мотивы, определяющие
действия, направляемые верой. Поэтому в древности существовало изречение, суть которого
сводилась к следующему: какому богу мы служим, таковы и мы сами.
У греков было множество богов, в основном заимствованных у египтян, халдеев,
финикийцев, вавилонян. Эти выведенные в гомеровском пантеоне антропогенные боги,
которых скульпторы наделили красивыми человеческими формами, не учили, не исцеляли,
не помогали молившимся им людям, не приносили облегчения в страданиях. Говорили
только дельфийские пифии, прорицательницы, возвещавшие волю богов под воздействием
наркотических миазмов, выходящих из щели в земле, над которой был установлен
треножник, служивший седалищем для жрицы. Эти прорицания (если их удавалось
растолковать) служили руководством в жизни как для простых людей, так и для царей и
князей. Греческие боги, наделенные человеческими характеристиками, как бы до сих пор
символизируют людей, которые смотрят и не видят, слушают и слышат. И действительно,
разве может реагировать камень или дерево на молитвы, с которыми приносились жертвы
им? В Афинах был жертвенник без антропоморфного изображения, на котором была
надпись: «Неведомому Богу» (Деяния 17:22). Как сказал апостол Павел, выступая в