306
чуждый всякого догматизма, выстраивавшего свое воззрение на неопределенно-
скептическом пантеизме, с другой, стоял в резком противоречии с настроениями
сицилийского общества. Но тем сильнее было его воздействие на единичные личности,
способные воспринять его идеи.
Таким образом, явившийся следствием победы экономический расцвет (огромная
контрибуция и военная добыча послужили основой материальных средств, вложенных в
строительство, культуру и хозяйство) Сицилии, внешнее великолепие городов,
наполнявшихся произведениями искусства, обилие всякого рода празднеств и многолюдных
зрелищ (в Сицилии издавна существовали сельские празднества в честь Вакха, Деметры и
Артемиды) способствовали развитию художественного вкуса и эстетических потребностей.
В этой атмосфере прошла юность Эмпедокла, который впоследствии придавал большое
значение зрелищности своих выступлений перед народом, привлекая тем самым его
внимание. Влияние на сицилийского мудреца оказали, во-первых, близость ко двору его
семьи, во-вторых, «изящество и утонченность Симонида и Бакхилида, строгость и
возвышенность Пиндара и Эсхила, живой юмор и разносторонность Эпихарма, бичующая
сатира и граничащая с высокомерием независимость духа Ксенофана» (по преданию,
Эмпедокл был его учеником, а на близость к Эсхилу указывает то, что его в древности
считали автором многочисленных трагедий), наконец, непосредственный пример самих
тиранов. Эмпедокл также имел власть над толпой, торжественно выходя к ней. Его широкая
благотворительность, его деятельность как политика, изобретательного инженера, ученого,
врача – все это, вместе взятое, обусловило предложение ему согражданами царского венца,
от которого Эмпедокл отказался. На него также повлияли Левкипп (атомист), представители
софистики Протагор (жил на Сицилии), Горгий (по многочисленным свидетельствам – друг
Эмпедокла), с которыми часто в своих диалогах полемизирует Платон. Историю риторики
древние начинали именно с самого Эмпедокла.
До нашего времени дошли несколько фрагментов его сочинений «О природе» и
«Очищение». Мы приводим отрывки из фрагментов, переведенных Г. Якубанисом
(греческие тексты, приведенные в его книге, даны по XVIII изданию «Фрагментов
досократиков» Дильса-Кранца) из его книги «Эмпедокл».
Эмпедокл, пытаясь найти опору для жизни, как внутренней, так и внешней,
исходил из трех источников: 1) направления философской и религиозной мысли; 2)
общественной среды, собственно жизни; 3) собственного духа мыслителя. Конечная цель
первого источника, взаимосвязанного со вторым и третьим, заключается в том, чтобы: 1)
обняв мыслью всю вообще действительность как единое целое, постигнуть сокровенный
смысл мирового процесса во всей его полноте; 2) привести свою жизнь во внутреннее
согласие с построенным таким образом мировоззрением; 3) извлечь из своих познаний
внешнюю, осязательную пользу как для себя лично путем снискания себе «чести и славы»,
так и для других, помогая им в борьбе с враждебной природой и избавляя их от печальных
последствий того неведения, на которое люди обречены благодаря ограниченности и
несовершенству своих познавательных способностей.
2. Скудные средства познания нашим дарованы членам,
Множество скверн и напастей смущает пытливые думы.
Малый узрев лишь удел человеческой жизни злосчастной,
Гибнут, как дыма струя, скоротечных людей поколенья,
Сердцем постигнув лишь то, что каждому путь преградило
В суетной жизни стезе; а всякий мнит целое ведать:
Оку людскому незримо оно, ни уху невнятно,
Даже умом необъемлемо. Ты же, столь жадный к познанью,
Сведать готовься лишь то, что смертная мысль прозревает.
4. Но от глаголов моих отвратите безумцев гордыню,
Чистый источник из уст непорочных пролейте, о боги!