305
Акрагант на уровень первоклассной державы той эпохи. Совместными усилиями Ферон и
Гелон отразили очередное вторжение финикийцев-карфагенян, которые воспользовались
внутренним расколом в семье эллинов. Причиной этого раскола послужило изгнание
Фероном тирана Терилла, соседнего с Акрагантом города Гимеры, по просьбе его
внутренних недругов. Изгнанный Терилл решил отомстить ненавистному правителю
Акраганта. С этой целью он противопоставил Ферону и его верному союзнику Гелону целую
коалицию, состоявшую из Регия, где княжил зять Терилла – Анаксилай; Селинунта, с
завистью и недоверием взиравшего на успехи соседнего Акраганта, и Карфагена.
Трехсоттысячное войско карфагенян включало, кроме жителей столицы и других ливийских
городов, наемные дружины из Иберии (их идентифицируют с современными грузинами),
Галии, Лигурии, Италии, Корсики и Сардинии.
Под стенами Гимеры произошла решительная битва, окончившаяся полным
поражением финикийцев и их союзников соединенными силами Гелона и Ферона (481 или
480 г. до н.э.). Эта победа определила дальнейшее процветание Сицилии под правлением
этих двух тиранов в ореоле славы героев, в то время как в остальной Греции доминировала
демократическая форма правления. Плодотворное царствование Гелона унаследовал его брат
Гиерон, который не уступал в достоинствах победителям и даже превосходил Гелона
тонкостью ума, разносторонностью талантов и образованием. При нем сиракузское
владычество распространилось на большую часть нижней Италии – и сам Акрагант
склонился перед его влиянием, хотя формально продолжал оставаться независимым.
Гиерон приобщил всю Сицилию к общеэллинской культуре. Задавшись целью
возвеличить свое правление, сделав Сицилию очагом национальной греческой
образованности, он привлек к своему двору именитейших мыслителей и поэтов, заслужив
славу покровителя просвещения. Собрав вокруг себя так называемый «кружок Гиерона» он
поддерживал дружеские связи и с Фероном. Чтобы судить об интеллектуальной и
нравственной атмосфере, царившей в то время в Сицилии, достаточно упомянуть любимцев
эллинов, переселившихся на Сицилию, которых также почитали на их новой родине. Это
Симонид, бывший придворным поэтом в Афинах, а затем в Фессалии, воспевавший победу
греков над персами; его племянник Бакхилид, ревностно относившийся к третьему лирику
«кружка Гиерона» – прославленному поэту всей Эллады Пиндару. Пиндар, фиванец по
происхождению, был связан дружбой с княжеским домом Акраганта. Благодаря своему
поэтическому дару, соединенному с патриотическим чувством, религиозным
воодушевлением и величавостью нравственного мировоззрения, он стал знаменитым
настолько, что его стихи записывались золотыми буквами и помещались в храмах в виде
священных приношений, а хоровое исполнение их сопровождало торжественные собрания.
Поэт был желанным гостем как в свободных демократических общинах, так и при дворах
князей и тиранов. Гиерон всеми силами старался привлечь его в Сицилию для достижения
своей цели – распространения славы Сицилии по греческому миру. Поэт ответил на
гостеприимство своими песнопениями, посвященными как непосредственно самому
Гиерону, так и членам его дома и его другу Ферону Акрагантскому. Внешним поводом к ним
были победы, одержанные тиранами или их подданными на олимпийских играх в Греции.
Победные гимны распевались либо непосредственно на месте, где была одержана победа,
либо слагались по возвращении победителя на родину. Это давало Гиерону возможность
устраивать для друзей и народа празднества по всей Сицилии, которая стала представлять
удобную почву для развития сценического искусства. С этой целью были приглашены
представители драматической поэзии – трагик Эсхил и комик Эпихарм, ставшие также
членами кружка Гиерона. Эпихарм был известен также как философ, врач и реформатор в
области правописания. Его философские воззрения, по мнению историков, представляли
переработку в гномической форме некоторых положений Ксенофана, Гераклита и
пифагорейцев. Гостеприимством Гиерона пользовался также Ксенофан, выступавший против
гомеро-гесиодовского миропонимания, критиковавшего политеизм, с одной стороны, и