Стр. 302 - 2

Упрощенная HTML-версия

302
Что у египтян и вавилонян с древнейших времен много внимания обращалось на
ведение летописей, причем у первых забота об этом возлагалась на жрецов, которые, не
довольствуясь сухой передачей фактов, сопровождали их философскими рассуждениями, а у
вавилонян – на халдеев, и что из всех народов, приходивших в прикосновение с греками,
финикияне пользовались письменами как для домашнего обихода, так и для передачи
потомству общенародных событий, – это всеми признанный факт, и мне о нем нечего
распространяться. Но я постараюсь вкратце доказать, что и наши предки не меньше
названных народов, чтобы не сказать больше, заботились о ведении летописей, поручая эту
обязанность первосвященникам и пророкам, и что эти летописи с большой старательностью
оберегались до наших дней и, смею сказать, и впредь будут охраняться» («О древности
иудейского народа. Против Апиона» в книге «Иудейские древности»).
К VIII веку до н.э. наиболее развитой стала центральная часть Малоазийского
побережья, населенная в основном ионийцами, умевшими использовать выгодное
географическое положение своих поселений. Именно Иония стала центром формирования
всех культурных основ эллинской жизни: экономики (торговля, ремесла), политической
организации (возникновение полисов – городов-государств на основе определенных
принципов правления: демократия, аристократия, тирания), искусства (развиваются
архитектура, скульптура, живопись). Осмысление мира и попытка объяснить его жестокость
происходят двумя способами: с помощью мифов, где все бедствия списываются на богов, от
милости которых зависит само существование человека, и с помощью трагедий, которые,
согласно традиционной версии, показывали культ умирающего и воскресающего,
страдающего бога. Следует упомянуть, что трагедии, как и комедии, вышли из мистерий, в
которых таинственными сказаниями и обрядами для посвященных происходило приобщение
смертных к божественной сущности в обрядах инициации (под видом вина для Диониса,
хлеба для Диметры, граната для Персефоны – богов земледелия, связанных с подземным
миром).
Развившиеся к VI веку до н.э. мистериальные культы внушали надежду на
бессмертие, реинкарнацию как наказание: «Тот осужден, воплощаясь в различные тленные
твари, Тяжкие жизни пути изменяя в своих превращеньях» (Эмпедокл «Очищения»
фрагмент 115) – или благую участь в потустороннем мире.
К середине VI века до н.э. афинский тиран (титул «тиран» обозначал
единоличного правителя, в отличие от монарха, получившего власть не наследственным
путем) Писистрат осуществил реформы, повлиявшие на формирование системы религиозных
верований греков и выведения образа национального героя. Были записаны устные предания,
известные под именем Гомера, где был собран весь пантеон хтонических божеств,
существовавших в мифах.
Например, эзотерический миф о Дионисе повествует о том, как младенец Дионис
(Дионис-Загрей, Дионис-Ловчий) играл в пещере, а враги Зевса титаны, выманив его оттуда
зеркальцем или блестящим ожерельем, убили и съели. Уцелело только сердце, из которого
Зевс заново вырастил сына (существует и другая версия – повторное рождение Диониса из
бедра Зевса). Дионис становится бессмертным после того, как его производит на свет его
бессмертный отец. Громовержец поразил титанов молниями, однако, поскольку с их плотью
смешалась божественная плоть Диониса, он сохранил ее и из нее вылепил людей,
причастных к грубому – титаническому и божественному – дионисийскому началу. Культы
умирающего и воскресающего бога или мученика-основателя новой религии (орфизм)
отличались миметическим, подражательным характером. Переодеваясь, закрывая лицо
масками, рыдая, бия себя в грудь, раздирая одежды, верующие изображали своего кумира и
скорбь его близких. Как бог вина (символом его была виноградная лоза), Дионис был
способен изменять душу своих приверженцев, в опьянении подвергать их внутренней и
внешней метаморфозе, насылать видения.