300
классический полис (подобные города-государства существовали задолго до греков), то
жизнь Эмпедокла (V в. до н.э.) протекала в период кризиса, наступившего после процветания
Сицилии – окраины греческого мира, которая до греческой колонизации принадлежала
финикийцам. С половины VIII в. до н.э. в Сицилию частично переселяются из Палестины
ионийские и дорийские племена, постепенно подчиняя своему влиянию весь остров, и ведя
ожесточенные войны с финикийским Карфагеном. Город Карфаген был основан между 888 и
826 годом до н.э. Элиссой – сестрой тирского царя Пигмалиона, которая «на седьмом году
его царствования» после убийства ее мужа «убежала» в Ливию, где финикияне уже имели
свои колонии, по словам Иосифа Флавия.
К VI веку до н.э. Эллада включала многочисленные колонии, центрами которых
были города-государства, отличавшиеся друг от друга своим племенным составом и
религиозным культом. Ассимилировав с коренным населением этих колоний, эллины
воспринимали древние знания и идеи, формируя таким образом собственное мировоззрение.
Уже интерпретированные эллинским сознанием учения древних распространялись в среде
так называемых варваров. Слово «варвар» первоначально означало всякого, выражающегося
непонятно, говорящего на чужом языке. Впоследствии им стали называть всех не-греков,
придавая ему вместе с тем презрительное значение. К самим эллинам древние народы
относились как к «неблагородным», поскольку придавали большое значение «благородному
происхождению» (
eugeneta
) – понятие, о котором у них совпадало с понятием о древности и
чистоте крови. С особенным презрением в древнем мире относились к тем народам, которые
не могли доказать свое древнее и чистое происхождение.
Греки ответили на это презрение по-своему: они просто «забыли» источники
знаний, называя их одним прилагательным – древние. Вот, например, что говорит о греках
Иосиф Флавий – известный историограф и политический деятель I века н.э., основная
заслуга которого состоит в документальном изложении истории еврейского народа,
развивающейся в симбиозе других древних цивилизаций: «Меня прежде всего крайне
удивляет мнение тех, которые полагают, что в отношении древних событий одни только
греки, как единственные обладатели истины, заслуживают веры; нам же и остальным людям
верить не должно. Я, наоборот, думаю, что действительность доказывает как раз
противоположное, если согласиться с тем, что не надо следовать пустым предложениям, но
искать правды в самих фактах. У греков все является новым и существующим, так сказать,
со вчерашнего или завтрашнего дня, как, например, основание городов, изобретение
искусств и начертание законов, но почти новее всего у них забота о письменном сохранении
исторических событий. Ведь должны же они сами признать, что египтяне, халдеи и
финикияне – нас я пока к ним не причисляю – имеют самые древние и прочные предания и
исторические воспоминания. Населяя страны, наименее подверженные разрушительному
влиянию климатических условий, те прилагали большое старание к тому, чтобы ни одно
происшествие не предавалось забвению, но всегда заносилось мудрейшими в публичные
записи и свято сохранялось для потомства. Эллада же подтвергалась бесчисленным
катастрофам, которые стерли память о прошлом, так что каждое поколение, начиная новую
жизнь, всегда считало свой век началом жизни вообще. Поздно и с трудом греки познали
природу письмен; и даже те, которые хотели бы отнести употребление шрифта к глубокой
древности, не без гордости утверждают, что они получили его от финикиян и Кадма. Но едва
ли кто-нибудь смеет указать письменный памятник, священный или публичный, который
сохранился бы с того времени. Ведь даже вопрос об употреблении букв участвовавшими в
Троянской войне, происходившей много лет позже, возбуждал немало сомнений и толков, и
преобладающее мнение действительно клонится к тому, что употребляемые ныне буквы
были им неизвестны. Вообще у греков нет ни одного письменного памятника, который, по
общему признанию, был бы древнее поэзии Гомера; этот же жил, очевидно, после Троянской
войны, и он, как говорят, не оставил своих поэм в письменной форме, но они, сохраняясь в
памяти, в более позднее время составлены были из отдельных песен, вследствие чего в них и