Стр. 299 - 2

Упрощенная HTML-версия

299
Эмпедокл с его идеей золотого века (представления о нем встречаются в древнеиндийской
мифологии, как и учение о четырех первоэлементах), с его пониманием мрачности
окружающего мира, так диссонирующим с формирующейся иллюзорной философией жизни,
со своей несвоевременностью, породившей пророчества, касающиеся веры в грядущее
возрождение человечества. Поэт рассказал историю человека, обожествленного толпой,
низвергнутого ею же по наущению жреца Гермократа, поддержанного архонтом Критием,
дочь которого когда-то спас от смерти Эмпедокл; затем вновь вознесенного на гребень
признания и славы; историю мудреца, который отважился пренебречь милостями Судьбы и
предпочел умереть, чтобы возродиться к новой жизни. История жизни Эмпедокла послужила
поводом для создания этой символической трагедии непонятого пророка.
Эмпедокл принадлежал к знатному акрагантскому роду. Дед его, носивший то же
имя, одержал победу в конном состязании на Олимпийских играх в 71-ю Олимпиаду (496 г.
до н.э.) незадолго до рождения будущего врача-философа. Участие в подобных состязаниях
было доступно лишь представителям наиболее видных фамилий и рассматривалось
согражданами как выдающийся патриотический акт. Некоторые исследователи считают
деда-олимпионика учеником Пифагора. Рожденный в обстановке образованной
аристократической семьи и воспитанный в строгих, проникнутых духом глубокого
благочестия пифагорейских традициях, имея перед глазами пример своего отца Метона –
влиятельного общественного деятеля, Эмпедокл в своем учении явил пример столь
замечательной чуткости к прекрасному во всех его проявлениях, что вызывал у эллинов,
этих прирожденных эстетиков, различные оценки. Платон, назвав Эмпедокла «изнеженной
сицилийской музой», определил его теорию чувственного восприятия «трагической» (Менон
76 е); Лукреций воздает ему хвалу как человеку, поэту и мыслителю; отцом риторики назвал
его Аристотель. Он же, отождествив концепцию Любви у Эмпедокла со своей собственной
философской концепцией Блага, укоряет Эмпедокла за отождествление этого нравственного,
метафизического принципа с принципом материальным, физическим, какова, по его мнению,
Любовь у Эмпедокла. Пытаясь оставаться объективным, Аристотель тем не менее в первой
книге «Метафизика» выразил свое противоречивое отношение к учению Эмпедокла: «…если
последовать за Эмпедоклом и взять его слова по смыслу, а не потому, что он лепечет в своих
речах, можно будет найти, что дружба есть причина хорошего, а вражда – причина дурного.
И потому, если сказать, что в известном смысле Эмпедокл признает – и притом первый
признает – зло и добро за начала, то это, пожалуй, будет сказано хорошо, поскольку
причиною всех благ является у него само благо, а причиною зол – зло» (гл. 1, 985а).
Анализируя далее учение Эмпедокла, Аристотель отмечает, что он, «в отличие от прежних
философов, первый ввел разделение движущей причины – установил не одно начало
движения, а два разных, и притом противоположных. Кроме того, элементы, относимые к
разряду материи, он первый указал в числе четырех (он, однако же, не пользуется ими как
четырьмя, а точно их только два: у него на одной стороне отдельно – огонь, а на другой
противоположные огню – земля, воздух и вода как одно вещество). Сам Аристотель
признавал три причины, или три начала: первое движущее, или ум (его предшественник
Анаксагор «объявил началом ум», хотя Платон, а вслед за ним и Аристотель, назвали его
«ум» (
nus
) не более, чем «машинный бог» у драматурга, который только тогда спускает его с
небес, заставляя силой разрубать узел драматического действия, когда у него уже не остается
других средств, чтобы распутать этот узел. Для объяснения частных явлений Анаксагор
прибегает то к «воздушным и эфирным течениям, то к разным другим чудесным явлениям»,
– одним словом, ко всему другому, чем к своему флюиду, одаренному разумом.
Впоследствии этот флюид у Платона стал идеей), материю и форму.
Здесь следует учитывать, что Платон и Аристотель жили почти на сто лет позднее
Эмпедокла и в разные исторические эпохи. Если Платон, один из учеников Сократа, жил в
период нарастающего упадка античной цивилизации (IV в. до н.э.), когда греческий полис
шел к развалу, уступая место военно-монархической империи, поглотившей старый