Стр. 297 - 2

Упрощенная HTML-версия

297
вытечет. Подобную психическую стимуляцию никоим образом нельзя недооценивать и для
телесных болезней, и я убежден, что немало чудесных излечений нашего мастера связано с
превосходной
Theorica
.
Об отношении врача к больному Парацельс говорит много хорошего. Из
совокупности его высказываний я в заключение хотел бы процитировать немногие, но очень
красивые слова из «
Liber de caducis
». «Прежде всех вещей большая необходимость добиться
милосердия, которое должно быть врожденным у врача». «Где нет любви, там нет
искусства». Врач и лекарства, «оба суть не что иное, как милосердие к нуждающимся от
Бога». Из «дела любви» происходит искусство. «Так, врач должен не меньшим милосердием
и любовью, чем Бог проявляет к человеку, также запастись». Милосердие – «наставник
врачей». «Я под господином, господин подо мной, я под ним вне моей службы, и он подо
мной вне его службы. И так каждый на службе у другого, и в такой любви каждый
подчиняется другому». Врач – «средство (через которое) природа начинает действовать.
Лекарство растет без спроса и вылезает из земли, когда мы уже ни о чем не просим». То, что
делает врач, не его произведение. «Владение таким искусством лежит в сердце: если твое
сердце неправильное, то и врач из тебя неправильный». «Что бы он ни говорил от имени
дерзкого сатаны, это невозможно». Поэтому надо доверять Богу. Ибо скорее «с тобой
заговорят травы и корни, в которых тогда была сила, в которой ты нуждался бы. «Врач ест с
обеда, к которому не пришли приглашенные гости».
Вот я и дошел до конца своего изложения. Я буду доволен, если мне удалось
передать хотя бы некоторое впечатление о сколь странной, столь гениальной личности, а
также о духовной атмосфере вокруг знаменитого врача, которого современники не без
основания назвали «
Lutherus medicorum
». Парацельс – один из великих образов Ренессанса,
которые в своей бездонности и сегодня, четыреста лет спустя, все еще представляются нам
загадочными» (К.Г. Юнг «Парацельс как врач»; доклад, прочитанный по случаю 400-й
годовщины со дня смерти Парацельса 7 сентября 1941 года, Базель).
Эмпедокл
– греческий мудрец V века до н.э., оставивший свой след в истории
прежде всего тем, что его учение, как и его необычная личность, вызывало множество
противоречивых оценок как древних критиков, так и новых, затрудняющихся определить, к
какому направлению отнести его учение. Разница между этими оценками заключается лишь
в том, что древние критики сами искали истину, первопричину всего, и в случае несогласия
приводили свои аргументы, либо соглашаясь, подтвержали своим учением. Поэтому они так
тщательно изучали учения других исследователей и назывались философами.
Свидетельством тому являются многочисленные цитирования из недоступных нам уже
древнейших источников. Оценка новых критиков определяется точкой зрения, уже
сформированной, всецело обусловленной личными склонностями и характером научных
интересов, с какой каждый критик намерен судить о подлежащем анализу учении. Такой
критик сразу, одним термином определяет его философское или другое значение и
историческое положение, помещая изучаемого автора в ту или другую категорию типичных
представителей современной ему мысли. Затем, смотря по тому, насколько анализируемое
мировоззрение подходит под общий уровень предъявляемых к нему с этой точки зрения
требований, он хвалит его или порицает, находя его «ценным и глубоким» или же «наивным
и имеющим значение лишь для своего времени». При этом вся, так называемая, широта
исторического кругозора, все критическое беспристрастие и объективность сводятся лишь к
некоторой снисходительности окончательного приговора.
Например, Бертран Рассел считает, что в Эмпедокле «нашла свое весьма полное
воплощение смесь философа, пророка, человека науки и шарлатана, уже встречавшаяся нами
в лице Пифагора», хотя современники Эмпедокла не были так категоричны в своих