Стр. 296 - 2

Упрощенная HTML-версия

296
поэтому я тебе говорю о философии, что одинаковым образом в земле и в человеке есть
философ. Ибо есть философ земли, есть – воды» и т.д. Итак, в человеке есть «философ» в
том же смысле, как алхимик, в роли которого выступает, как мы слышали, желудок. Но ту же
функцию можно найти и у земли, из которой в случае чего тоже можно «вытянуть»
философию. Это имеется в виду в нашем тексте под
practica
globuli
, которая ведь означает
алхимическую обработку
massa globosa
, т.е.
prima material
, собственно чудодейственной
субстанции. Таким образом, философия представляет собой алхимический метод.
Философское познание для Парацельса фактически является активностью объекта, поэтому
он его и называет «подбрасыванием». «Дерево… без алфавита дает название дерева», и оно
как бы говорит, что оно и есть и что содержит, точно так же, как и звезды, которые содержат
свое «небосводное суждение». Таким образом, Парацельс может говорить, что «
Archarius
»
человека притягивает «
scentiam atque prudentiam
». Более того, он признает с большой
скромностью: «Что изобретает человек сам или через самого себя? Недостаточно, чтобы
даже пришить заплатку к штанам». К тому же немалое число врачебных искусств «открыто
дьяволом и духами».
Хочется приводить слишком много цитат. Из сказанного должно быть ясно, что и
философия врача представляет собой таинство. Поэтому почти само собой разумеется, что
Парацельс был большим поклонником магии и искусства кабалистики, «
Cabal
». Если врач не
знает магии, «то он сумасшедший блаженный в медицине, более направлен на обман, нежели
на правду… Магия (ему) преподаватель… и педагог». В соответствии с этим Парацельс и
разработал наброски многих амулетов и печатей, при этом по собственной вине нажив
дурную славу колдуна. О будущих врачах он говорит, – и это прогнозирование будущего для
него очень характерно, – что «они будут геомантами, они будут адептами, они будут
археями, они будут спаргириками, у них будет квинтэссенция» и т.д. Если сбылась
химическая греза алхимии, то Парацельс чутко предугадал сегодняшнюю химическую
медицину.
Прежде чем закончить свое слишком общее изложение, мне хотелось бы выделить
один из весьма важных аспектов терапии Парацельса, а именно психотерапевтический.
Парацельс еще знает древнейший метод заговаривания болезней, красноречивые примеры
которого содержит древнеегипетский «Папирус Эберса». Парацельс называет этот метод
«
Theorica
». Есть, правда, по его словам,
Theorica Essentia Curae
и
Theorica Essentia Causae
,
но, как он затем добавляет: «
Theorica сurae et causae
содержатся друг в друге и
взаимосвязаны».
То, о чем врач должен говорить больному, следует из собственного состояния
врача: «Он должен быть совершенным, иначе он ничего не сможет сделать». «Свет природы»
должен руководить им, он должен поступать интуитивно, ибо лишь благодаря иллюминации
«
Textus libri Naturae
» станет понятным. «
Theoricus medicus
» поэтому должен говорить от
Бога, ибо Бог создал врача и лекарства, подобно тому как теолог берет свою истину из
откровений Священного Писания, врач – из «света природы».
Theorica
для него «
Religio
medica
». Он дает пример того, как следует пользоваться
Theorica
, т.е. как говорить с
пациентом: «Или если человек, страдающий водянкой, то говорит, что печень у него
простыла и т.д. И также у них есть склонность к водянке: этих слов слишком мало. Но если
ты говоришь, это не теоретическое семя, оно становится дождем, дождь падает сверху вниз
из промежуточных пространств в такие-то части и такие-то части, и таким образом из семени
становится вода прудом, озером: так ты попал в точку. Потом вы видите ясное красивое
небо, в котором нет облаков: в одно мгновение появляется маленькое облачко, оно
разрастается и приумножается, так что в течение часа становится большим дождем, градом,
ливнем и т.д. Так же и мы должны теоретизировать основы медицины, где болезнь как
нарисованная».
Видно, как такое суггестивное обращение должно подействовать на больного.
Метеорологическое сравнение предполагает к осадкам: сейчас откроются шлюзы тела – гной