Стр. 291 - 2

Упрощенная HTML-версия

291
Естественные заболевания происходят от первой, второй, третьей и четвертой сущностей, а
от пятой происходят наказания. Когда наказывает нас Господь, то в болезнях наших явлен
нам пример или же урок, напоминающий нам, что все наши знания суть ничто. Но для того
чтобы имели мы возможность этот урок усвоить, дает нам Господь и возможность
излечиться от недугов наших, так же как дает Он нам здоровье наше и нездоровье.
Тут заметить следует, что все болезни следует лечить своевременно, а не тогда,
когда нам пожелается или заблагорассудится. А это значит, что не может врач знать времени
нашего выздоровления, ибо все пребывает в руке Господней. Ибо всякая болезнь суть
наказание, а потому ни один врач не может излечить ее, пока не прекратит это наказание Бог.
И должен врач в трудах своих помнить о предопределенности этого наказания. И учитывая,
что всякое заболевание суть наказание, врач должен понимать, что он не может определить
ни времени выздоровления, ни срока, когда его лечение подействует. И может быть целитель
столь хорош и столь искусен, сколь ему пожелается, но прежде, чем излечит он больного, час
для этого излечения должен пробить. Создал Господь медицину, дабы сражалась она с
болезнями, а также создал Он и врачей, но не имеют они на пациента никакого воздействия
до тех пор, пока время не настанет, когда природа и искусство вмешаться смогут в ход
событий. И никак не ранее того.
Господь без людей ничего не делает. Если совершает Он чудо, то происходит оно
через людей, а именно через врачей. Но поскольку два рода врачей существует и одни из них
лечат чудесным образом, а другие – с помощью медицины, прежде всего понимать следует,
что чудеса совершает лишь тот, кто верует. Но раз вера не столь сильна среди людей, а срок
наказания ко времени излечения истечь должен, то врачеватель понимает: что бы ни
совершил Господь чудесным образом, должна для того в больном быть сильна вера.
Ибо истинное искусство – это разум, мудрость и рассудок, и упорядочивает оно те
истины, которые опыт открывает; а тем, кто за воображение свое лишь держится, не на что
опереться, кроме одних только формул, свое отживших и пустых, и как тебе должно быть
хорошо известно».
А вот как интерпретирует и комментирует учение Парацельса К.Г. Юнг в своем
докладе «Парацельс как врач», прочитанном по случаю 400-й годовщины со дня смерти
Парацельса (7 сентября 1941 г., Базель): «Обратимся вновь к нашей особой теме, т.е. к
искусству врача, каким его видит Парацельс. В книге «
Paragranum
» говорится: врач «видит
и знает все болезни вне человека» и в другом месте: «Врач должен вырасти из внешних
вещей, не из человека»; «Поэтому, благодаря глазам, растет врач, и сквозь внешнее он видит
скрытое за ним, что означает: из внешнего он познает внутреннее. Только внешние вещи
дают познание внутреннего, иначе не может быть познана ни одна внутренняя вещь». Это
должно означать, что врач получает свои знания о болезнях не столько от самого больного,
сколько из других, кажущихся не связанными с ним природных явлений, прежде всего из
алхимии.
«Если они этого не знают, – говорил Парацельс, – то они не знают таинства: и если
они не знают, что делает медь и от чего заражаются купоросы, то они и не знают, что
вызывает проказу. Если они не знают, откуда берется ржавчина на железе, то они не знают,
откуда и появляются гнойники. Если они не знают, что вызывает землетрясение, то они и не
знают, откуда холодные боли. Внешнее учит и указывает, откуда происходят недуги у
человека, и сам человек не показывает свой недуг».
Отсюда видно, что врач, например, из болезней металлов познает болезни людей.
Вообще врач должен быть алхимиком. Он должен использовать
scientia
Alchimiae
не так,
«как действуют момпельтерские аптекари… со своими грязными кухнями», – это «половые
тряпки, так что даже свиньи предпочитают жрать грязь». Он должен знать здоровье и
болезни элементов. «
Species Lignoru, Lapidum, Herbarum
» в том же соотношении содержатся
также и в человеке, поэтому врач должен знать здоровье и болезни элементов. «
Species
Lignoru, Lapidum, Herbarum
» в том же соотношении содержатся также и в человеке, поэтому