Стр. 288 - 2

Упрощенная HTML-версия

288
использовать, а проявления худших – не допускать, так и алхимик оставляет из того, чем
питаемся мы, лучшее, а все, что есть в нашей пище плохого, исключает.
Бык ест траву, а человек ест быка. Павлин ест змей и ящериц, тварей самих по
себе совершенных, но ни для кого в пищу не пригодных, за исключением одного лишь
павлина. У каждого существа – своя еда и свой алхимик, отделяющий вредное от полезного.
У устрицы есть алхимик, отличающий ее пищу от экскрементов. Саламандра питается огнем,
и нужен ей для этого свой алхимик. Свинья ест человеческие экскременты, потому что
свиной алхимик искусней человеческого и умеет выделять питание из экскрементов. А
свиных экскрементов никто не ест, ибо нет в животном мире алхимика умнее свиного и
никто не умеет отделять питательное вещество от ядовитого лучше, чем он.
Выделяет алхимик то, что для тела благо, и превращает его в тинктуру, которая,
попадая в тело человеческое, плотью становится и кровью. Алхимик в этом желудке
пребывает, там он трудится и всеми своими приготовлениями занимается. Вот съедает
человек кусок мяса: а в нем хорошее для него есть и плохое. И когда достигает это мясо
желудка, встречает его там алхимик и расщепляет его. И то, что здоровью не способствует,
отсылает он в специальное место, а все полезное направляет туда, где в нем есть
потребность. И такова воля Господня: так тело человеческое устроить, чтоб не могли яды,
будучи съедены, человеку навредить. И в этом состоит сила и добродетель того алхимика,
что у человека внутри.
То, что полезно в нашем питании, за собой яды не скрывает. А значит это, что во
всем присутствуют
essentia
и
venenum
: эссенция нас поддерживает, а яд – вызывает болезни.
Ибо порою алхимик свою работу выполняет не очень хорошо и отделяет полезное в нашем
питании от вредного с недостаточным тщанием, и случается тогда в смеси полезного с
вредным гниение, и получается несварение. Все болезни, происходящие от ядовитой
сущности, начинаются с несварения. И там, где пищеварение нарушено, алхимик своими
инструментами владеет не вполне, и случается от этого загрязнение, а оно есть мать всех
хворей, ибо тело от него отравляется. Чистую воду окрасить в любой цвет можно, а тело
здесь подобно, и окрашивается оно в цвет гниения, а нет такого гниения, которое не
случалось бы от яда.
Природная сущность заключается в следующем: астрономии известны влияния,
небесная твердь и все небесные тела, и объясняет она звезды, планеты и природу небес до
малейших деталей; а в человеке есть точно такие же созвездия и небесная твердь. И не
станем мы возражать против того, чтоб назвать человека микрокосмосом, однако понимать
это нужно правильно. Равно как и твердь небесная, и созвездия в небе свободны и
независимы, так и человек устроен совершенно независимо и ничем не связан. Но есть два
творения: одно – в небесах и на земле, а другое – в человеке. Земля приносит плоды для того,
чтобы в человеке жизнь поддерживать. Но, как созревают плоды в мире, так они зреют и в
человеке. И как земля существует ради одного того, чтобы человека питать, так и тело
человеческое только лишь для этого и сотворено. И все питание, необходимое органам,
произрастает в самом теле, и растительность эта подобна плодам земли. Но должно тебе
уразуметь, что тело питает одни только конечности, ибо остальные органы есть его планеты
и в питании не нуждаются. А тело – двойственно, и одновременно оно земное и небесное.
И две природы есть у человека: одна сама себя питает, а другая взыскует пищи. И
есть в теле часть, которой питание не требуется, и это есть небеса тела. А вот корпус земле
подобен, и из него происходит питание, потребляемое четырьмя конечностями. А есть еще у
тела внешнее соединение, посредством которого питание внутрь тела снаружи поступает; и
такое питание одним лишь корпусом потребляемо подобно тому, как потребляет земля
навоз, коим ее удобряют. И не приносит это питание плодов, и не умножает оно семени, но
лишь поддерживает оно субстанцию тела и доставляет ему удовольствие. Вот чем питание
человеку полезно.