287
подобного рода испарениям, заболевает. А чья природа им дружественна, тому вреда не
будет.
Также и тот не пострадает, кто хорошо защищен от подобного зла, ибо
превозмогает он отраву живучестью своей крови или целебными средствами, способными
одолеть вредоносные небесные испарения. Заметь еще, что все творенья человеку
противостоят, а человек – им противостоит: все могут ему навредить, а он ничего с ними
поделать не может.
Пруд, в котором Мистериум благоприятен, полон рыбы; но если стужа будет
чрезмерной, то рыба вымрет, и случится это потому, что излишнее охлаждение Мистериума
противоположно природе воды. Но холод этот происходит не от Мистериума самого, но от
небесных тел, которым он свойственен. Солнечный жар способен воду перегреть, и рыба в
этом случае также вымрет. Определенные небесные тела оказывают эти два влияния, а
другие делают Мистериум кислым, горьким, сладким, едким, мышьячным и так далее, с
сотнями различных оттенков. Всякая большая перемена в Мистериуме меняет и тело
человека; а потому заметь, что звезды заражают Мистериум таким образом, что мы от
природных испарений заболеваем и умираем. Врачевателю не стоит этому удивляться, ибо в
небесах ядов столько же, сколько и на земле.
И следует ему также помнить, что без яда болезней не бывает. Ибо с отравлениями
всякая болезнь начинается, от отравления же заканчивается, случается она внутри тела или
же в ране. И когда уразумеешь ты это, то откроется тебе, что есть более пятидесяти
болезней, а кроме них, еще пятьдесят, друг от друга отличных, все от мышьяка происходят;
еще более того – от соли, еще более - от ртути, а от красного мышьяка и серы и – того
больше. На все это мы тебе указываем, дабы уразумел ты, что можно тщетно искать особую
причину для какой-либо болезни, поскольку одна субстанция многие другие порождать
способна: определи субстанцию, и тогда особая причина тебе ясна будет. И правила этого
придерживайся строго: ищи субстанцию, вызывающую хворь, а не довольствуйся видимой
причиной. Правило сие практикой подтверждено.
Заметь, что некоторые из астральных сущностей, такие как красный мышьяк,
отравляют одну лишь кровь; иные наносят ущерб голове, как ртутная отрава; иные – лишь
костям и кровеносным сосудам, как соли; а у иных природа такова, что вызывают они
водянку и опухоли, как аурипигмент или цветы мышьячные; а есть такие, что вызывают
лихорадку, и это горькие яды.
И дабы все это уразумел ты лучше, покажем мы тебе, на какие разновидности
болезни разные подразделяются.
Одни сущности, в тело проникая, там с
liquorem vitae
встречаются, и от этого в
теле получаются болезни; а другие сущности вызывают воспаления и язвы, и получается это
от столкновения с
virtutem expulsivam
. Вся наука здесь в знании этих двух разновидностей и
заключается.
А теперь, вслед за объяснением астральной сущности, должно последовать
объяснение сущности ядовитой, которая наши болезни вызывает. Известно тебе, должно
быть, что необходимо телам нашим такое устройство, посредством которого они питаемы и
жизнь в них таким образом поддерживаема, а где такого устройства нет, там нет и жизни. И
нет никакого яда в самом теле, но есть он в том, чем мы питаемся. Тело сотворено
совершенным, а вот пища – нет. Все прочие животные и плоды служат нам пищей, но они же
и ядовиты для нас. Однако сами по себе они не ядовиты, ибо сотворены они так же
совершенно, как и мы, но ядовиты они для нас, когда употребляемы в пищу, ибо что
отравляет нас, для них вовсе ядом не является.
Поскольку все совершенно само по себе, но для других и вредно бывает, и
полезно. Угодно Господу, чтобы были алхимики, великим искусством отделять одно от
другого владеющие, дабы все вредные яды они выбрасывали, а все полезное в тело
направляли. И подобно тому как князь знает, как лучшие качества своих подданных