Стр. 284 - 2

Упрощенная HTML-версия

284
одна его сторона – наставления врачу и основание для деятельности его, а другая –
заблуждение его и, как следствие, ошибка. «Другой вид знания – не что иное, как слухи,
опытом не подтвержденные. И может оно оказаться истинным порою, но не будет оно
незыблемо, и не может такое знание служить основанием для истины, а послужит таковым
для ошибки – ошибки, софистикою прикрашенной. И не можем мы учить медицине
посредством слухов или чтения, но только посредством изучения».
Парацельс утверждает, что человек имеет способности приобрести знание обо
всем, поскольку то, что Бог сотворил, Он открыл человеку и среди прочих дал способность,
проявляющуюся в искусстве чтения знаков, которая служит для называния вещей их
истинными именами, соответствующими присущей им природе. Использование этой
способности зависит от самого человека, от его желания познать Бога, по подобию Которого
он был сотворен лишь как образ. Но любовь к Богу «остыла во многих людях, и так они,
всецело поглощенные извлечением пользы, личной выгоды, игрой в азартные игры,
пьянством, не обращают внимания на знамения, на предметы» и, сообразуясь с суевериями,
порожденными невежеством, к которому приложили руку некоторые невежественные
католические священники, занимаются искусствами (под искусством Парацельс понимал
профессиональную деятельность, в том числе медицину). Хотя искусство, считает
Парацельс, запятнать нельзя, а человека и душу его – можно посредством учений,
преподносимых лжеучителями, которые, следуя древним методам, добыли себе немалые
богатства и почет, не заслуживая того, но получили все эти великие блага одной лишь
простой ложью. «Темнотой», из-за многочисленности случаев «мошенничеств великих»,
назвал Парацельс дела таких врачей и аптекарей, которых определил «бандой разбойников и
самозванцев»: «ибо многие люди лечатся у невежд и платят им за это немалые деньги, и если
б не были эти люди богаты, то сразу провозгласили бы их совершенно здоровыми, потому
что знают их лекари, что нет у этих богатых людей никаких болезней, и никакое лечение, и
никакие консультации им не нужны». Такие лжецелители появляются из-за пренебрежения
сутью Природы, поэтому Парацельс считал необходимым привести науку в соответствии с
тайнами Природы, в противоречие с которыми никакая наука вообще невозможна. И это
учение о тайнах Природы достойно называться искусством.
Истинное искусство, под которым он понимал разум, мудрость и рассуждение,
упорядочивает те истины, что открываются через опыт; «те же, кто держится за воображение
свое, не имеют опоры, кроме формул, отживших и пустых». Парацельс медицину связывал с
Природой, которую врач должен изучать, понимая под Природой мир и все, что в нем есть.
Всему, чему Природа учит, врач должен искать объяснения, только не в знаниях своих, а с
помощью Природного света найти то, что скрывается в ее сокровищнице. Тогда врач
обнаружит происхождение здоровья и болезней. Врачом же он является через посредство
медицины, которую Господь сотворил, и делается ею, поскольку медицина древнее, нежели
он сам, и он от нее зависит, а не она от него. Следовательно, исследовать и учиться врач
должен у того, что его врачом делает, а не у себя самого, ибо огонь в учителе, а не в ученике.
«Древние совершенствовали исследовательский дух (в отношении света
Природного) и понимали, что небеса были матерью всякой человеческой мудрости, от коей
получали они превеликую пользу для науки и искусств своих. Знания и науки, так
обретенные, по всеобщему признанию – ограничены и преходящи. Однако сие есть
божественный дар познания света Природы. Потому, еще до рождества Христова, мир уже
обладал научным знанием… Но вмешалась логика, дабы погасить и свет Природы, и свет
мудрости, и введена была чуждая доктрина, забвению предавшая оба вида мудрости. Но
человек вырождается, и теперь развивает он вымыслы, порожденные его воображением:
лжемудрость, лжеискусства и лжемедицину, ничего общего со светом Природным не
имеющие. Перед явлением Христа люди принялись гасить свет Вечного и свет Природы и
затемнять свое учение. Но Христос и ученики Его ничего у света Природы не отнимали; то
были фарисеи и книжники старой закваски, они переходили из школы в школу и все