283
христианской церкви, но использует знания по астрологии и алхимии. Бунтарство
проявляется у него по отношению к схоластическим мнениям медицины как в практике, так
и в теории. «Изменения, происходящие в теле, — химического свойства, и болезни тела
должны исцеляться химическими препаратами. Жизнь в основном химический процесс, а
тело – химическая лаборатория, в которой принципы ртути, соли смешиваются, реагируют,
принося болезнь или здоровье», – писал Парацельс. В этом заключался радикальный отказ от
традиционной схоластической врачебной практики: вместо четырех галеновских «телесных
соков» были поставлены три принципа алхимии: сера, ртуть и соль.
Парацельс и его сторонники настаивали на использовании химических лекарств,
поскольку болезни объясняли нарушением химических процессов внутри организма.
Существует «внешнее искусство алхимии», а также «алхимия микрокосма», в качестве
которой выступает процесс пищеварения. Желудок, по Парацельсу, это алхимик в животе,
«Верховный Архей», отделяющий в организме полезное от вредного. Этот Архей (от греч.
«начальствую») – «внутренний алхимик» (в отличие от внешнего – врача) управляет
процессом превращения пищи в тело и кровь. Для этого внутреннего алхимика здоровье
человека определяется не галеновским равновесием телесных соков – крови, желчи, флегмы
и черной желчи, а гармонией трех начал алхимии — серы, ртути и соли. Парацельс
использовал для лечения мази из солей ртути, составы, содержащие свинец, соли железа и
цинка, медный купорос, серное молоко, мышьяковые препараты против кожных болезней.
Парацельс был создателем философского учения о внутреннем развитии человека,
наделенного тремя таинственными силами – верой, волей и воображением. Его восприятие
макрокосмоса и микрокосмоса, алхимии и ятрохимии, медицины и хирургии, астрономии и
планетных влияний было необычным для современников. В учении Парацельса воплотилась
одна из последних в истории европейской науки попыток отразить жизнь природы в
искусстве превращений как в материальном, так и в нематериальном мире
.
Он отвергал книжную и схоластическую традицию античной и средневековой
медицины (в то время на медицину смотрели преимущественно глазами Гиппократа, Галена,
восточных мудрецов Розеса и Авиценны) ради науки, основанной на «истинной философии,
исходящей из Священного Писания», и считал, что ученый должен строить свои
рассуждения на Священном Писании и брать из него свои аргументы, познавая при этом
Творца в Его дивные деяния посредством света разума, который был дарован одному
человеку из всех других творений, погружая все в зрелое понимание и суждение, исследуя
все вещи и не отвергая ничего без предварительного исследования. Парацельс писал, что не
существует ничего, что остается сокрытым и не открывается. Все должно выйти наружу:
творение, природа, дух, зло и добро снаружи и внутри, и все искусства, и все доктрины,
учения и все, что было создано. «Тогда лжеученые будут разоблачены, те, кто
высокообразован по званию, но ничего не знает по опыту. Тогда истинные ученые и те,
которые лишь болтуны, будут распознаны, каковы они на самом деле, те, кто писал
правдиво, и те, кто торговал ложью, глубокие и мелкие умы. И каждому будет отмерено по
его усердию, честному намерению и правдивости. В том месте не всякий будет или
останется магистром или даже доктором, потому что там будут отделены плевелы от зерна и
отруби от пшеницы. И все вещи откроются до наступления дня Страшного Суда, повелевая,
чтобы это было обнаружено обо всех ученых, от прошлого до того самого дня – кто обладал
знанием, а кто нет, чьи писания были правильны, а чьи неверны. Ныне, в мое время, это еще
неизвестно». Здесь же ученый предупреждал о необходимости именно вдумчивого,
серьезного размышления над библейскими текстами, в противном случае люди склонны
становиться соблазнителями и еретиками. Вот почему «следует изучать и исследовать
опытным путем все, что подлежит изучению и опыту, а не нырять в Писание, совершая
насилие над тем, что кажется недостоверным для неопытных мозгов».
В трактате «
Opus paramirum»
Парацельс считает, что в медицине существуют две
разновидности знания: одно – от опыта, другое – от ума. То знание, что от опыта, двояко: