282
собаки, которые не хотят учиться ничему новому и стыдятся признать свое невежество». В
силу этого за его медицинскими работами не признавали никаких достоинств. Все это
послужило поводом для скандала. Парацельса ненавидели коллеги за то, что он слишком
выделялся на их фоне и не признавал никаких авторитетов, называя ученого «сумасшедшей
бычьей головой» и «лесным ослом из Айнзидельна». Следует сказать, что язвительные
дискуссии между врачами с применением сильных выражений, проходившие часто на
улицах и площадях, были характерны для XVI–XVII веков и вызывали тем более живой
интерес у публики, если заканчивались потасовками. Началась травля, напрасно Парацельс
писал письма в магистрат с просьбой о защите от издевательств и прямых угроз. Как отметил
Юнг, «фантастический ореол парацельсовского духа все-таки оказался не под силу
тогдашнему врачу-бюргеру». Но самым сокрушительным ударом для Парацельса явилось
предательство его друга и ученика – гуманиста Иоганна Опорина, предоставившего тем
самым противникам ученого более сильное оружие. Впоследствии, как пишет Юнг, Опорин
сожалел о своей неверности, но было поздно. Парацельс остался наедине со своими врагами:
магистрат подписывает распоряжение о его аресте как «порочного члена высшей школы,
еретика факультета и нарушителя благочестия». В спешке он покидает Базель, бросая свое
имущество, лабораторию и рукописи. Во время странствий по Германии Парацельс написал,
кроме ряда трактатов, два фундаментальных произведения – «Парагранум», посвященное
общим основам врачебного искусства (физике, астрономии, химии и этике), и
«Парамириум», в котором изложил общую этиологию. Вновь достигнув успеха как врач, он
пишет книгу о тартарических болезнях, третью книгу «Большой хирургии» и три книги
«Разумной философии». Затем ученого приглашает в Зальцбург герцог Эрнст, пфальцграф
Баварский, где спустя некоторое время Парацельс умирает. Это случилось 24 сентября 1541
года. У основания памятника Парацельсу сделана надпись: «Здесь лежит Филипп Теофраст,
звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые
неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и
отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на
смерть».
Большая часть жизни Парацельса прошла в путешествиях, основную причину
которых Юнг связывает не только с его «бунтарской» личностью, подобной «мощному
урагану» или «извергающемуся вулкану, который смешивает и разрушает, но также
оплодотворяет и оживляет». Шлейф «бунтарства» тянется еще со времени жизни ученого,
но, читая его работы, можно увидеть лишь его отчаяние от лицемерия и лжи, которые он
наблюдает, и бессилия пробить эту стену самодовольного невежества, поэтому иногда тон
его становится напряженным. Парацельс находился под подозрением в разного рода
колдовстве, и, что еще хуже, его подозревали в арианской ереси. Поэтому как автор
трактатов он не относился к числу «хороших авторов».
Швейцарский психолог и философ К.Г. Юнг, анализируя работы Парацельса,
изменившиеся во второй половине его жизни, объяснял это «странной душевной переменой,
которую можно назвать обращением перспективы душевной жизни. Лишь у немногих людей
это тонкое изменение явственно выступает как обращение. У большинства оно, как и все
главные события жизни, остается за порогом сознания. У великих умов такое изменение
обнаруживается в форме превращения интеллекта в своего рода спекулятивную и
интуитивную духовность, как мы это, например, видим у Ньютона, Сведенборга и Ницше,
если назвать только эти три великих имени». (Термин «спекулятивный» латинского
происхождения от
speculatio
«разузнание, высматривание; осмотр»; в философии:
«наблюдение, созерцание; умозрение».)
Выступая против врачей-схоластов, как и против их авторитетов (Галена,
Авиценны, Розеса и др.), он цитирует Гермеса, Архелая, Мориенуса. Воля к независимости
суждений проявляется в приписываемом ему девизе: «Пусть не принадлежит другому тот,
кто может принадлежать себе». Он консервативен по отношению к основным истинам