281
разрушена, но поклонение идолам и колдовство сохранились волхвами. О них упоминается и
в Библии, в частности в Евангелии от Матфея: «Когда же Иисус родился в Вифлееме
Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где
родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться
Ему» (2:1-2).
Парацельс
Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм родился в конце
1493 года в небольшом швейцарском городке Айнзидельне рядом с Цюрихом. Имя
Парацельс он взял себе не раньше 1529 года. Греко-латинское имя Парацельс, заключающее
в себе различные нюансы смысла и намеков, составлено из греческой приставки
para-
,
имеющей значения
«возле, рядом, при»; «мимо»; «отступление от действия, его изменение»,
и
латинского
прилагательного
celsus
«высоко
поднимающийся,
высокий;
высокопоставленный; возвышенный, благородный; высокомерный, надменный». Это же
прилагательное присутствует в имени древнеримского ученого Корнелия – современника
Августа и Тиберия, автора энциклопедического сочинения о сельском хозяйстве, медицине и
военном деле «Искусства». Использование этого прилагательного калькирует немецкое
феодальное
von Hohenhein
«родом из высокого Дома» и перевод немецкого
Bombast
«высокопарность, напыщенность». Бомбаст некогда было дано роду Гогенгеймов за
упрямство и неприступность. Отец Парацельса Вильгельм фон Гогенгейм был обедневшим
потомком знатного швабского рода. Впоследствии Перацельс назвал его своим первым
преподавателем, поскольку сам обучал мальчика наукам, преподавая ему основы биологии,
хирургии и терапии. О процессе получения образования Парацельс так вспоминает: «Я
долгие годы посещал высшую школу у немцев, итальянцев, французов. И я не только познал
там науку и прочел многие книги, но и пустился в дальнейшие путешествия: в Гренаду,
Лиссабон, через Испанию, через Англию, через Марку, через Пруссию, через Литву, через
Польшу, Венгрию, Валахию, Семиградье (Трансильванию), Хорватию, а также через другие
страны; и во всех этих краях и местах я прилежно и старательно выспрашивал и исследовал
верное и настоящее искусство врачевания не только у докторов, но также у цирюльников,
банщиков, ученых врачей, знахарок, чернокнижников, как они ухаживают за больными, у
алхимиков, в монастырях, у благородных и простых, у разумных и глупых». С 1520 года он
служит врачом у датского короля Христиана, затем военным врачом императора Священной
Римской империи германской нации Карла Габсбурга. Его популярность как врача растет.
Вскоре Парацельс получает официальное приглашение от имени магистрата Базеля занять
должность городского врача и профессорскую кафедру в университете. Приглашение это
имело, по словам К.Г. Юнга, «постыдный подтекст, т.к. Европа в ту пору страдала от
сифилиса, беспрецедентно распространившегося после Неапольской кампании». Несмотря
на враждебность базельских врачей, Парацельс получает возможность заниматься врачебной
практикой и начать преподавание в университете, но «не соответствует ни вкусам
университета, ни представлениям высокочтимой публики», поскольку читал лекции на
«языке слуг и служанок», т.е. на немецком, а на публике появлялся не в престижном одеянии
врача (мантия и берет, золотая цепь и кольцо), а в «непристойном» лаборантском халате.
Программа изучения медицины, предложенная Парацельсом, включала в себя
следующие положения: доказательством в медицине должны быть не мнения авторитетов, а
собственный опыт; не красноречие и знание языков есть достоинства врача, но постижение
тайн природы; следует отказаться от галенового учения о «телесных соках», поскольку часто
оно лишь затрудняет объяснение течения болезней. Парацельс говорил о необходимости
изучения медицины у постели больного, водил учеников на ботанические экскурсии в поля и
горы. Часто он приводил в ужас коллег тем, что нарушал установленный обычай учить
только тому, что можно бы укрепить общепризнанными свидетельствами. Свои новые,
непривычные идеи Парацельс высказывал в довольно резкой форме: «Я не смогу в течение
всей моей жизни низвергнуть это нагромождение лжи, потому что врачи – старые и упрямые