Стр. 285 - 2

Упрощенная HTML-версия

285
размышляли, желая победить силу Природы. Они не следовали ни Христу, ни свету
Природному. Они мертвецы, мертвых хоронящие; нет в их деле жизни, ибо нет света, у
которого они чему-либо научиться могут, как бы ни желали они поступать сами, будто
природный и вечный света вместе. Поэтому свет Природы, а также тот, что исходит от Духа
Святого, были ими подавляемы и пренебрегаемы. Природный разум и вечная мудрость
вместе составляют пару. Природный разум может быть без вечной мудрости, когда
языческим путем идет и к Вечному отношения не имеет. Но не может вечный разум быть без
природной мудрости, ибо должно человеку находить вечное в природном. Следовательно,
тот, кто в Господе пребывает, тот и разум природный, и вечную мудрость имеет своими
водителями во всех делах. Ибо Священное Писание являет собой начало всей философии и
естественной науки; без начала этого вся философия была бы используема и применяема
напрасно… Ибо истина происхождение имеет из теологии и без ее помощи открыта быть не
может» (с. 110-111).
В трактате «Медицина парамирум» Парацельс объясняет причины болезней,
вызываемые несколькими силами. Называя их
entia
(«сущности»), он относит к ним:
- космическую (
ens astrorum
), считая, что «звезды обладают силой и
действенностью по отношению к телу»;
-
ens veneni
(«ядовитая сущность») – это вторая сила, управляющая человеком и
вызывающая болезни – влияние яда. «Даже когда звезды благорасположены и не наносят
ущерба нашему тонкому телу, ядовитая сущность способна вредить нам, а мы подвластны ей
и не способны защитить себя»;
- третья сущность «может вызывать болезни и ослабление тела, даже когда два
других воздействия благотворны. Она называется
ens naturale
(«природная сущность»). Если
она искажается и распадается, человек заболевает. И тогда многие другие болезни
возникнуть могут, а может быть, все, даже если прочие сущности благотворны»;
- четвертая сущность –
ens spirituale
(«духовная сущность») «способна наши тела
разрушить и вызвать различные болезни»;
- «но даже если все эти четыре сущности благоприятны для нас, есть еще пятая
сущность, и она может вызвать болезни. Это
ens Dei
(«Божия сущность»). И ни одна из
сущностей не заслуживает такого внимания, как эта последняя, ибо через нее постичь можно
природу всех остальных заболеваний. Заметь также, что различные болезни случаются не от
одной причины, но от пяти».
Далее предоставим слово Парацельсу: «Звезды власти над нами не имеют, ничего
нам не внушают, не вызывают у нас раздражений и ни к чему не склоняют; они свободны от
нас, и мы свободны от них. Но заметь, что без небесных тел жизнь наша невозможна, ибо
холод, тепло и все, что мы едим и пьем, от них происходит, кроме одних лишь людей.
Звезды для нас полезны чрезвычайно, и мы нуждаемся в них так же, как нуждаемся в холоде
и тепле, еде, питье и воздухе, однако мы им не принадлежим, и они нам не принадлежат, ибо
таков промысел Господень.
Неведомо, что в тверди небесной служит нам во благо. Ибо ни ясность Солнца, ни
искусства Меркурия, ни красота Венеры не полезны нам; но Солнце дает нам лето, когда
плоды созревают и все, что питает нас, произрастает. Подумай, однако: если дитя,
рожденное под счастливейшими звездами и планетами и наделенное богатейшими из даров,
в характере своем имеет качества, противоречащие благости даров, кого мы виним за это? Во
всем виновна кровь, доставшаяся ему по наследству. Не в звездах, а в крови тому причина.
Один человек превосходит другого в знаниях, богатстве или силе. И ты
приписываешь это звездам; но должно подобные мысли выбросить из головы, ибо удача
коренится в способности, а способность коренится в духе. В каждом есть особый дух,
согласно характеру которого в человеке развивается особый талант, и если кто упражняется
в том, к чему у него талант, то и удача сопутствует ему. Этот дух зовется Архей, и мы не
станем говорить о нем более, дабы не отступить от нашей темы. Ты говоришь также о