279
Из среды магов вышел Заратус(ш)тра, или Зороастр, как реформатор и
восстановитель старинного служения свету. Заратус(ш)тра – обычное «внешнее» имя, в
приблизительном переводе означающее «обладатель старого верблюда» (уштра – «верблюд»
и зарат – «старый»). «Внешнее» имя мага говорило о магическом этикете его народа и было
призвано предохранять своего носителя от влияний вредоносной магии. Свое настоящее имя
каждый маг хранил в величайшей тайне. Заратустра происходил из наследственного
сословия магов, поэтому умел произносить мантры, считавшиеся магическими
заклинаниями, призванными воздействовать на материальный мир. Эти мантры были
составлены на собственном языке этой касты, нарочито противопоставленном бытовому
языку, поэтому не принадлежавший к этой касте человек не мог ничего понять из речи мага.
Нередко маги использовали силу заклинаний и сопутствующие обрядовые действия как для
нанесения вреда своим врагам, так и для защиты своего племени от колдунов других
народов. Для своего колдовства маги привлекали могущественные силы многочисленных
богов (дэвов) различных природных явлений (ветра, наводнения, пожара, засухи, морового
поветрия), а также силы еще более могущественных дэвов небесных светил: Солнца, Луны,
Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Главным родоплеменным и сословным
покровителем, источником неограниченной власти над земным миром маги считали
величайшего из дэвов, олицетворявшего небесную силу планеты Юпитер. Этот дэв имел
много сакральных имен, и именно он посредством своих мыслей, облеченных в слова,
сотворил весь вещественный мир. Поэтому маги, соплеменники Заратустры, чтили его
больше остальных дэвов. Этому дэву они уподобляли себя и, подражая ему, облекали свои
мысли (как добрые, так и злые) в слова призываний, заклинаний, проклятий и
благословений, с помощью которых стремились изменить реальность земного мира,
«творить» вещи и события. Эта практика было принята в жреческих сословиях Египта,
Вавилона, Финикии (это государство представляло собой союз торговых городов, таких как
Сидон, Тир, Берута), Индии. Позднее она использовалась кельтскими друидами.
Особое
значение придавалось имени божества, которое являлось самой сутью того, что находилось в
его власти. Существовала тесная связь между силой имени и тайным элементом, входящим в
содержание этого имени. Знание имени могло дать некую тайную силу, которой обладал его
владелец. Один владелец имени знал его, и даже мать его могла находиться в неведении.
Согласно древним верованиям, когда божество открывает свое удивительное имя, это
означает власть над всем мирозданием для того, кто произнесет чудесное слово. Так, в
истории об Исиде и древнем правителе вселенной боге-солнце, раскрытие имени лишает
прежде таинственное божество его силы и отдает его во власть колдуна. Соответственно
высочайшая цель магов – узнать настоящее имя всего в целом мире, в первую очередь
сверхъестественного существа и затем всех сил природы. Стремление добиться этого
заставляло мудреца соприкасаться с каждым отделом науки, так как считалось, что многие
материалы или предметы в обычной жизни имели скрытую силу, которая попадала под
контроль того, кто мог назвать их настоящим именем, неизвестным обычному человеку.
Маг, по имени Заратустра Спитами, восстал против такого порядка вещей,
вернувшись к древней вере в Ормузду Ахура-Мазду («премудрый Господь»).
Восстановленная вера отразилась в учении Заратустры. Суть его вкратце такова.
Существуют два мира, данных человеку в ощущениях: мир телесный, вещественный и мир
бестелесных сущностей. Первый мир преходящ – был сотворен и будет разрушен. Второй
непреходящ – вечен и неуничтожим. Последний является причиной и основой всего бытия.
Его дотелесные прообразы могут иметь вещественные воплощения, но способны
существовать и без них. Телесный мир возник, изменяется и развивается в результате
соединения двух духов: Святого Духа (Спента-Манью) и Злого Духа (Анхра-Манью). В
каждой вещи противоборствуют созидательный Добрый Помысел и разрушительный Злой
Умысел. Телесный мир – великая арена их борьбы, и существует он лишь в состоянии
одновременного становления и разрушения. Единовластный правитель мира бестелесных