Стр. 278 - 2

Упрощенная HTML-версия

278
автора «Халдейской истории», финикийских архивах и других древних источниках (т. 2, с.
480). Геродот говорит о Семирамиде, которую иногда отождествляют с «Саммура-мать» –
матерью или женой ассирийского царя Рамманнирара III, которая ввела в Ассирии культ
вавилонского Набу, считавшегося основателем династии Набонидов, и царствование которой
закончилось к 538 году до н.э. В основе имен древних царей лежало имя того божества, от
которого, как считалось, происходила эта династия. Вообще же Ваал (Баал, у финикийцев –
Бел, греки отождествляли его с Зевсом) составлял вместе с Ану и Эа триаду главных
вавилонских богов. Ваала считали за бога грома и молний, дождя и плодородия. Его имя
означало «владыка» и нередко переносилось на другие божества, почитаемые в других
городах. Например, в Вавилоне особенно чтился Марудук, которого называли «бел-бели»,
т.е. «владыка владык». Здесь следует отметить, что и вавилонская, и египетская, и шумерская
теогония представляла сложную иерархию богов, каждая низшая ступень которой являлась
порождением вышестоящей. Материальными ипостасями богов являлись их графические и
пластические (каменные, деревянные, металлические) изображения, а также посвященные
им животные. Фараон мыслился ипостасью всех богов, поскольку считался сыном бога Ра, к
которому через иерархические ступени восходили все остальные боги. Он почитался живым
воплощением бога перед египетским народом (отсюда и «божественность» Александра, а
затем римских Цезаря, Августа), но не был ходатаем за народ перед Богом, как, например,
Давид или Соломон. Египетские фараоны, принимая такой порядок вещей, вероятно, иногда
осознавали его условный и относительный характер и, наряду с прочими смертными,
поклонялись богам и чтили их. Некоторые шли дальше. Так, Тутмос III не побоялся «гнева
богов» и разрушил храмовые статуи своей мачехи Хатшесут, которую приобщили к
божественной иерархии.
В пантеоне египетских, вавилонских, шумерских богов каждое божество ведало
определенной сферой мироздания, с каждым из которых «контактировали»
прислуживающие им жрецы.
О знаниях магических приемов египетских мудрецов и чародеев можно судить по
второй книге Библии – Исход. На вопрос фараона: «Кто такой Господь, чтоб я послушался
голоса Его и отпустил сынов Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (5:2) (в
соответствии с контекстом этот вопрос мог звучать так: «Разве твой Бог сильнее меня, чтобы
я послушался Его?») – Бог Сам ответил через Моисея знамениями, или чудесами, которые
требовал фараон в подтверждение могущества Его и которые стали для всех египтян
казнями. В результате этих казней фараон сам просил покинуть израильтян Египет, с ними
вышли и разноплеменные люди (Исход 7-12).
О том, что последствиями чародейства или волшебства были наказания в виде
болезней, разрушения и опустошения целых городов, говорится во многих эпизодах Библии.
Следует сказать, что магия в любой форме (белая или черная, как ее разделяли мидийцы), в
соответствии с Библией, считалась грехом, к которому приравнивалось идолопослужение,
прелюбодеяние, ереси и пр. (Галатам 5:19-21). Воплощением подобного волшебства стало
нарицательное имя Иезавель, упоминаемое в Ветхом Завете. Иезавель – дочь сидонского
царя Этбаала, жена израильского царя Ахава (летописец определяет его как худшего из всех
царей, правивших до него), с приходом которой в Израиле был введен культ Ваалу,
олицетворявшего природные явления: ему приписывалась способность посылать дожди и
богатый урожай, а также оберегать людей и скот от смерти и бесплодия. Не ограничиваясь
насаждением в Израиле религии своей родины, Иезавель жестоко преследовала верных
Господу израильтян, пытаясь физически уничтожить пророков. Пророк Илия, выступив
против этого культа, доказал несостоятельность его приверженцев и предсказал гибель
царицы (3 Царств 9) и жрецов Ваала, которая произошла спустя 14 лет после смерти Ахава:
Иезавель выбросили из окна дворца к воротам в стене города, где она скончалась под ногами
лошадей и псы съели ее мертвое тело (4 Царств 21:23).