Стр. 277 - 2

Упрощенная HTML-версия

277
«единоплеменник», и поэтому маги «также участвовали в правлении» и были «в великом
почете» у него, но если «престол попадет в чужие руки», то мидяне станут рабами персов и
те будут их «презирать как чужеземцев». Несмотря на все попытки сохранить свою власть,
Кир стал царем, а «мидяне стали из господ рабами, а персы – прежние рабы – теперь
владыки».
Так возникла Мидо-Персидская держава, просуществовавшая до Александра
Македонского (330 г. до н.э.). Выражение «закон мидийский и персидский» встречается в
ветхозаветных текстах книги Даниила, говорится также о «книге дневных записей царей
Мидийских и Персидских» (Есфирь 10:2).
С этого времени у обоих народов характерно стремление к единообразию обычаев,
культуры и богослужения верховному божеству Ормузду Ахура-Мазде («премудрый
Господь») – высшему существу, которого чтили в образе огня. Они почитали также звезды и
планеты, но больше всего – солнце и луну. Священнослужителями при этом богослужении
остались маги (волхвы), культивировавшие древние обычаи и следившие за их соблюдением.
Волхвы (маги) были одновременно жрецами, учеными, астрономами и предсказателями. Из
свидетельств древних историков, Геродота в частности, известно, что маги и во времена
Кира, и его потомков имели доступ к управлению делами царства. При Камбисе, сыне Кира,
двое братьев из племени магов («одного из них Камбис оставил в Персии управителем
своего дома») подняли восстание против него с целью захватить царскую власть, когда тот
«находился еще в Египте и творил там безумные деяния».
Словами «маг» или «волхв», пришедшими из греческого языка, были переданы
древние понятия «тайновед», «чародей», «предсказатель», т.е. мудрец, который использовал
для своих пророчеств и толкований снов какие-то «тайные письмена». Геродот проводит
различие между магами и остальными людьми, «особенно египетскими жрецами»,
заключающееся в одном обычае: «египетские жрецы полагают свою обрядовую чистоту в
том, что не убивают ни одного живого существа, кроме жертвенных животных. Маги же
собственноручно убивают всех животных, кроме собаки и человека. Они даже считают
великой заслугой, что уничтожают муравьев, змей и вредных пресмыкающихся и летающих
животных». Иногда ученых людей, особенно астрологов, называли халдеями, поскольку
вавилоняне ревностно изучали не только астрономию, но и другие науки (вообще «халдей» –
это этноним, обозначающий жителей провинции Вавилонии, которая в ассирийских записях
называется «мат Калду», т.е. страна Хадеев; Калдим или Калдиай. По описанию древних
географов халдейская земля находилась около Персидского залива и граничила с Аравией,
т.е. представляла южную часть вавилонских владений, обозначая все Вавилонское царство).
Они были известны и в Египте, и в Вавилоне как мудрецы, хранящие тайные знания, к
которым часто обращались цари. Библия приводит несколько таких случаев, когда мудрецы
не смогли разгадать пророческие сны египетского фараона (Бытие 41) и вавилонского царя
Навуходоносора (Даниил 2), за что чуть было не лишились жизни. Снам придавалось
огромное значение, и их истолкование считалось особым искусством, которым владели
только мудрецы. У египтян вообще покровительницей и богиней сновидений была Исида
(финикийская Астарта – женское божество, почитаемое в различных именных формах почти
всеми семитическими народами; ее имя упоминается рядом с Ваалом), поэтому ее жрецы
специально занимались толкованием снов.
Женой Навуходоносора была дочь мидийского царя Киаксара по имени Амитис.
Из-за любви к ней царь устроил так называемый висячий сад (по версии Иосифа Флавия),
который напоминал бы ей о родине. Этот сад считался одним из чудес древнего мира. Хотя в
истории это сооружение называется именем Семирамиды, с мифической личностью которой
связывали учреждение ассирийского могущества, основание Вавилона («Бабилу», которое
сами вавилоняне трактовали как «Ворота Божии»; а в соответствии с Бытие 11:9 – Вавилон –
«смешение», «ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей
земле»), Иосиф Флавий опровергает это мнение, основываясь на исследованиях Беросса –