276
Все трепетали тогда в смятении полном, и каждый
В мрачном унынии своих мертвецов хоронил, как придется.
Спешка и с ней нищета к делам побуждали ужасным:
Так, на чужие костры, для других возведенные трупов,
Единокровных своих возлагали с неистовым криком
И подносили огонь, готовые лучше погибнуть
В кровопролитной борьбе, чем с телами родными расстаться.
Маги
,
или волхвы, представляли жреческое племя из древнейшего мидийского
рода. Мидия была плодородной страной к югу и юго-западу от Каспийского моря, между
Арменией (в Библии Армения носит названия Арарат, Миния, Асхеназ и Фогарма;
первоначальные племена называли ее Биайной; они постоянно воевали с ассирийскими
царями; около 880 года до н.э. племена слились в одно государство, названное Халдисским,
по имени главного божества народа – Халдиса. Около 550 года до н.э. воинственный народ,
армяне, покорил Халдисское царство) на севере и Персией на юге, известная своими
лошадьми. В Библии Мидия упоминается как часть Ассирии, куда были уведены в плен 10
колен Израилевых (4-я книга Царств 17:6; 18:1). История Ассирии была неизвестна миру,
если не считать упоминаний о ней Геродота и библейских повествований, пока при
раскопках развалин Ниневии не нашли древние ассирийские клинописи, подтверждающие
библейский рассказ об этом городе и государстве. Согласно книге Бытие 10:11, ассирийская
культура была заимствована у Вавилона, поскольку, в соответствии с клинописями, Ниневия
и Ассур являлись вавилонскими колониями, время основания которых ученые затрудняются
определить. Есть указания на то, что одновременно были два царя: Ассирийский и
Вавилонский. После покорения Вавилона ассирийским царем Тиглат-Адаром I (ок. 1300 г. до
н.э.), когда ассирийцы выступили как победители, название Ассур или Ассирия
распространилось на все завоеванные области, которые охватывали Вавилон и Месопотамию
и простирались от Средиземного моря на западе до границ с Индией (евр. Ходду в книге
Есфирь 1:1; 8:9) на востоке. Ассирия занимала первенствующее положение в древнем мире
почти до половины седьмого столетия до н.э. По мере упадка ассирийского могущества
мидийские цари все более расширяли свои владения, и один из них, по имени Киаксар
(Кларкареса), в союзе с вавилонянами в 607 году до н.э. завоевал Ниневию – столицу
Ассирийского царства, положив конец существованию ассирийского могущества. Мидия
оставалась независимой до подчинения ее Киром (Кир, по словам Геродота, происходил от
двух народов: «мать которого была дочерью мидийского царя Астиага, а отец – перс,
подвластный мидянам, будучи ниже ее во всех отношениях, взял супругой свою госпожу») –
царем Персии, который спустя десять лет (539 г. до н.э.) завоевал Вавилон. Геродот
пересказывает предание об истории рождения Кира, упоминая в ней магов как
снотолкователей. Мидийскому царю Астиагу приснился пророческий сон, «что дочь его
испустила столь огромное количество мочи, что затопила его столицу и всю Азию. Царь
вопросил снотолкователей-магов о смысле сновидения. Когда маги точно разъяснили ему
значение сна, царь понял и устрашился. Затем, когда пришла пора Мандане выходить замуж,
Астиаг не хотел отдавать ее в жены ни одному мидянину равного происхождения. В страхе
от сновидения царь выдал дочь замуж за перса по имени Камбис, выбрав его из-за знатного
происхождения и спокойного нрава… В первый год после женитьбы Камбиса на Мандане
Астиаг опять увидел сон: ему приснилось на этот раз, что из чрева его дочери выросла
виноградная лоза и эта лоза разрослась затем по всей Азии». Царь опять обратился к
снотолкователям-магам, которые объяснили его сон, предсказав, что сын его дочери будет
царем вместо него. Что бы ни предпринимал царь (все это описывается Геродотом) с целью
избавиться от младенца, все оказывалось напрасным. Советы магов, заинтересованных в
царствовании Астиага, были направлены на сохранение его власти, поскольку он был их