272
Но тем не менее суть его выразить вовсе не трудно.
Прежде всего говоря о гомеомерии предметов,
Он разумеет под ней, что из крошечных и из мельчайших
Кости родятся костей, что из крошечных и из мельчайших
Мышцы рождаются мышц и что кровь образуется в теле
Из сочетанья в одно сходящихся вместе кровинок» и далее (1, 830)
Продолжая эпикуровскую линию борьбы с последователями Гераклита, он
приводит его учение со своими комментариями:
…те, кто считал, что все вещи возникли
Лишь из огня, и огонь полагали основою мира.
Кажется мне, далеко уклонились от здравого смысла,
Их предводителем был Гераклит, завязавший сраженье,
По темноте языка знаменитый у греков, но больше
Слава его у пустых, чем у строгих искателей правды» (1, 635-639)
Содержание поэмы «О природе вещей» заключено в шести книгах, где излагается
атомистическая теория мироздания, которую автор поэтически пытается сделать предметом
чувственной очевидности, сравнивая, например, движение атомов с летанием пылинок.
Такими же человеческими чувствами проникнуты и картины природы. Уныние и отчаяние
присутствуют в том месте поэмы, где сама природа, олицетворенная в виде мудрейшего
живого существа, дает наставления страдающему человеку и доказывает несостоятельность
всех его сетований и недовольства жизнью. Человек здесь представлен жалким, глупым,
самонадеянным существом, жизнь которого полна ошибок, пороков, преступлений и
которому надлежит быть уничтоженным целиком раз и навсегда. Лукреций осознает, что для
просвещенного человека невозможно ограничиваться только констатацией хаоса
бесконечных явлений природы и общества. Среди всех волнений и сумерек жизни самое
главное – это власть разума (2-я книга). Но уже в пятой книге, посвященной происхождению
мира, Лукреций приходит к признанию существования Бога:
Кто в состояньи найти в своем сердце столь мощную силу,
Чтобы достойно воспеть все величие этих открытий?
Кто же владеет словами настолько, что мог бы прославить
Должно заслуги того, кто собственной силою духа
Столько сокровищ добыл и оставил их нам во владенье?
Нет, я уверен, никто из рожденных со смертною плотью.
Ибо, коль выразить мысль сообразно с величием дела,
Богом он был… поистине Богом!
Он, кто впервые нашел ту основу разумную жизни,
Что называем мы мудростью. Он, кто искусно
Жизнь из волнений таких и такой темноты непроглядной
В полную ввел тишину, озаренную ярким сияньем.
Он «Тот, чьи доныне везде, расходясь по великим народам, душам отраду дают
утешения сладкие жизни». Безмятежная жизнь, по Лукрецию, «невозможна без чистого
сердца». Суеверие, воплощенное в мифических персонажах, порождающее различные
страхи, приписывало все несчастия действиям разгневанных богов, снимая тем самым
ответственность за свои поступки с человека. Лукреций же видит причины всех бед в
другом:
Если же сердце не чисто у нас, то какие боренья,
Сколько опасностей нам угрожает тогда поневоле,
Сколько жестоких забот и терзаний, внушаемых страстью,
Мучат смятенных людей и какие вселяют тревоги!
Гордость надменная, скупость и дерзкая наглость – какие
Беды они за собою влекут! А роскошь и праздность?