268
напоминает пришедшая из античных времен поговорка «В здоровом теле здоровый дух».
Здоровый образ жизни ценился очень высоко. Знаменитые Олимпийские игры, где атлеты
соревновались в беге, борьбе, кулачном бою, метании диска и копья, участвовали в
состязании колесниц, были первоначально религиозными церемониями в честь Зевса. На
земле Олимпии, согласно преданию, Зевс одержал победу над своим отцом Кроном. От даты
проведения первых Олимпийских игр в 776 году до н.э. греки вели летоисчисление. Атлеты
и гимнасты античного мира часто нуждались во врачебной помощи. У них бывали обмороки
и разрывы сосудов, случаи удушья и внезапной смерти. Гиппократ указывал на
необходимость специальной диеты и режима для атлетов, на пагубные последствия быстрых
переходов от праздности к спортивным состязаниям. Он писал об опасности слишком
обильного питания, к которому часто прибегали атлеты для укрепления сил. В «Эпидемиях»
Гиппократ приводит в пример «борца Бианта, прожорливого от природы», у которого
разлитие желчи было вызвано чрезмерным употреблением непрожаренной свинины и
крепкого вина, пирогов и сладостей. Впоследствии римский врач Гален осуждал ремесло
атлетов, считая его губительным для души и тела. К такому выводу его привел собственный
опыт: в 30 лет, желая прослыть искусным борцом, он получил опасную для жизни травму.
Главной причиной болезней атлетов греческие и римские врачи считали избыток и
чрезмерную плотность телесных соков, что приводило к растяжению и закупорке сосудов.
Основные положения древнегреческой медицины представлены «Афоризмами»
Гиппократа, ставшими практическими рекомендациями для врачей на протяжении веков.
Первый из них получил известность вне медицинского сообщества:
Vita brevis, ars longa,
tempus praeceps, experimentum periculosum, judicium difficile
(«Жизнь коротка, искусство
долговечно, удобный случай скоропроходящ, опыт обманчив, суждение трудно»). Итак,
основоположник европейской медицины предупреждает врачей не полагаться особо на опыт,
а «употреблять в дело все, что необходимо». При этом и «больной, и окружающие, и все
внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности», ставя таким
образом врача в зависимость от названных им условий. Ведь если эти условия не
способствуют врачу, значит, медицина (как наука и как искусство) бессильна. Знания об
анатомии, физиологии и пр. сами по себе не исцеляют; суждения о причинах болезней,
обусловленных неправильным питанием, образом жизни и пр., приводят к адекватным
лечебным техникам, а в ответ на это появляются новые болезни – и так до бесконечности.
Чем больше разновидностей болезней, тем больше появляется разнообразных методик их
лечения, складывающихся в учения.
Лукреций –
древнегреческий философ, биографические сведения о котором
настолько скупы, что даже годы жизни исследователями приводятся весьма приблизительно:
он родился в начале, а умер в середине I века до н.э. Его считают современником Цицерона и
Юлия Цезаря. В истории он остался благодаря своей поэме «О природе вещей».
Вдохновителем Лукреция, как он сам заявляет, был Эпикур, живший на рубеже IV-III веков
до н.э. Эпикур – автор учения, отразившего характерные черты тогдашней эпохи: старые
греческие города-государства потеряли свою политическую независимость и ведущая роль
перешла к вновь образовавшимся абсолютным монархиям преемников Александра
Македонского, Селевкидам и Птолемеям. Философия, отойдя от умозрительных поисков
решения теоретических вопросов, становится главным образом житейской мудростью, и
основное значение в учениях приобретает практическая часть – этика.
Основными школами первой половины эллинистического периода были
академическая школа, основанная Платоном; аристотелевская школа перипатетиков; школа
Эпикура; школа стоиков, основанная Зеноном Китионским с Крита, Клеанфом из Ассоса в
Троаде и Хрисиппом из Сол или Тарса в Киликии; скептические школы Пиррона и Тимона.
Если Аристотель, ученик Платона, в какой-то степени развивает мысли своего учителя и
излагает собственные, то школы стоиков и эпикурейцев возникли как разные направления.