263
нервная система, а также кровообращение, пищеварение, выделение и обмен веществ. Желчь
представлена в природе огнем, а в организме регулирует «естественное тепло» и
поддерживает постоянную температуру тела. Она обеспечивает деятельность сердца –
главного источника «естественной теплоты», или «теплоты внутри тела». Так называли
тепло, возникающее в процессе пищеварения и правильного обмена веществ. Источник его –
«живительные соки», получаемые с пищей. Флегма в природе человека ассоциируется с
мягкими веществами и считается подобной смазочному маслу, покрывающему твердые
субстанции.
Таким образом, каждой школе было свойственно определенное теоретическое и
практическое направление в искусстве врачевания, основанное на представлениях ранних
мудрецов. Как и мифы, заимствованные и адаптированные из древних культур, так и
философско-религиозные идеи ранних цивилизаций легли в основу аналогичных учений
греков. Некоторые полагали в основу всех вещей две основные пары противоположностей
(теплое и холодное, влажное и сухое), которыми пользовались для объяснения болезненных
явлений. Основоположник ионийской натурфилософии Фалес из Милета (624–547) считал,
что все произошло из влаги или воды. Его последователь Анаксимандр полагал, что в основе
всего сущего лежит некая особая первоматерия – апейрон (άπειρον «беспредельный,
бесконечный»), находящаяся в постоянном движении, в результате которого выделяются эти
противоположности. Другой его последователь – Анаксимен из Милета считал первичной
субстанцией воздух, из которого при разряжении образуется огонь, а при сгущении – ветер,
облака, вода, земля, камни, т.е. количество первоматерии определяет качество субстанции.
Гераклит из Эфеса видел сущность бытия в постоянном движении и непрерывном
изменении, в единстве и борьбе противоположностей, считая единым началом всего сущего
огонь. Два начала признавал Гиппон: холодную воду и теплый огонь. Левкипп из Милета
объяснял все происходящее в мире движением мельчайших частиц – атомов (ά-τομος
«неделимый») в абсолютной пустоте. Его ученик Демокрит, взяв за основу атомистическую
доктрину своего учителя, создал систему античной атомистики. Он считал, что все
жизненные процессы, даже мышление, можно объяснить движением атомов и что основной
причиной отсутствия здоровья является невоздержанность людей и то, что они идут на
поводу у своих страстей.
Книдская школа рассматривала болезнь как местное страдание и применяла
соответствующие методы лечения. Косская школа, напротив, считала болезнь общим
расстройством организма. Учение о четырех стихиях-«корнях», первоначалах природы,
стало основой знаменитой «гуморальной теории» (от греч.
humor
«жидкость»), согласно
которой здоровье человека зависело от равновесия в организме четырех жидкостей –
телесных соков, или «гуморов»: крови, флегмы, черной и желтой желчи. Им соответствовали
четыре стихии: воздух, вода, земля и огонь. Учение о четырех стихиях окончательно
сформировалось в греческой натурфилософии к IV–III вв.
до н.э. Его классическое
изложение содержится в трудах Аристотеля – философа, который был врачом и сыном врача.
Обобщение знаний по медицине, своими корнями уходившей в глубокую
древность и вобравшей в себя храмовые и эмпирические знания древних цивилизаций, было
дано в так называемом «Гиппократовом сборнике». Названный по имени Гиппократа,
косского врача, представителя аристократического рода Асклепиадов, сборник не только
отражал представления о медицине различных школ, но и сохранил дух дискуссий и
соперничества, господствовавший в Древней Греции. Первоначальное медицинское
образование Гиппократ получил от отца – врача Гераклида и в медицинской школе Косса.
Затем, как это было принято, с целью научного совершенствования много путешествовал и
изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам,
вывешивавшимся в храмах. История его жизни малоизвестна. Имя его, Гиппократ Косский,
упоминается в платоновском диалоге «Протагор» как врача, который обучает за плату
желающих стать врачами. Специалисты идентифицируют лишь немногие трактаты,