Стр. 264 - 2

Упрощенная HTML-версия

264
авторство которых приписывается Гиппократу. Среди них «Афоризмы», «О воздухах и
местностях» и «Эпидемии». Остальные, также анонимные, относят к авторству его учеников
и представителям других медицинских школ. Практически в каждом трактате «Гиппократова
сборника» говорится о приоритете познания посредством опыта и разума.
Первый трактат сборника – «Клятва», где сформулированы правила врачебной
этики, которой должны подчиняться члены врачебного сообщества. Клятва начинается со
слов: «Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и
богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему
разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня
врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в
случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это
искусство, если они захотят его изучать, преподавать безвозмездно и без всякого договора;
наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям
своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому,
но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и
моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам
никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла,
точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я
проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у
страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В
какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего
намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами,
свободными и рабами. Чтό бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни
услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу
о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано
счастие в жизни и искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и
дающему ложную клятву да будет обратное этому».
Попытка освободить медицину от учений натурфилософии, стремящихся
объяснить болезненные явления на основании «гипотезы о теплом и холодном, влажном и
сухом или о другом по их выбору», сводящих к природному единству причинные начала
болезней и смерти, отражена в трактате «О древней медицине».
Для познания медицины, говорится в трактате «Закон», необходимо иметь
природное расположение, обучение, удобное место, наставление с детства, любовь к труду и
время. Особый акцент автор делает на природное расположение, поскольку, «если природа
противодействует, – все тщетно; если же она сама показывает путь ко всему наилучшему,
тогда уже совершается изучение искусства, которое должно приобретать себе с разумением,
пользуясь наставлением с детства и в месте, от природы хорошо приспособленном для
науки». Так как «нет ничего такого, исходя из чего можно это знать точно», автор считает,
что в медицине с давнего времени все имеется в наличности: и начало, и метод, иначе дело
излечения больных находилось бы в руках случая. Необходимо лишь, будучи основательно
подготовленным, и зная уже открытое, и исходя из него, устремиться к исследованию. Путь,
который автор считает настоящим, основан на наблюдении, описании и рассуждении о том,
что известно самому исследователю о болезни, которой он подвержен, или тех, от которых
страдал, а также что известно простым людям, поскольку «они не образованы» и им нелегко
знать, какими болезнями они болеют, как эти болезни зарождаются и прекращаются. Автор
утверждает, что «…необходимость заставила людей искать и открывать медицинское
искусство…»; что медицина не нуждается в гипотезе и развивается эмпирическим путем, как
прямое продолжение тех исканий, которые привели здоровых людей к выработке
определенного пищевого режима. Соответственно задачу медицины он видит в выработке
адекватной диеты и режима для больных. Для этого нужно знать причины действия на
организм тех или иных веществ и причины болезненных расстройств. В качестве таковых