Стр. 262 - 2

Упрощенная HTML-версия

262
причины некоторых болезней связывал с истечением излишней слизи. Многие положения
кротонской медицинской школы оказали впоследствии влияние на развитие греческой
медицины.
Историки медицины называют среди наиболее известных ранних школ также
родосскую (о. Родос), киренскую (г. Кирена в Северной Африке), находившихся вне
собственно Эллады – в ее заморских поселениях и называвшихся по месту расположения, о
которых известно немного. Во времена Гиппократа известностью пользовалось сочинение
«Книдские изречения», автором которого питают Эврисфена Книдского.
Кроме этого, существовали книдская (г. Книд), сицилийская (о. Сицилия) и
косская (о. Кос) школы, известные во времена Платона и Аристотеля (V–IV вв. до н.э.).
В книдской школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь,
светлая желчь и черная желчь); здоровье понималось как результат их благоприятного
смешения, тогда как неблагоприятное смешение соков расценивалось как причина
большинства болезней. На основе учения о соках организма сформировалась гуморальная
теория. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа
развивала учение о признаках заболевания – симптомах и диагностике.
Сицилийская школа была основана Эмпедоклом – жрецом, врачом и философом,
считавшим, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля; что они вечно
неизменны, непознаваемы и неразрушаемы; они не могут превращаться один в другой и
лишь смешиваются механически; многообразие мира есть результат различных пропорций
этого смешения. Его считают основателем классического учения об элементах, которые, по
мнению Эмпедокла, образуют простые части организма. Сицилийские врачеватели
признавали сердце главным органом сознания; четыре телесных сока они отождествляли с
четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое).
Врачеватели косской школы, следуя древнейшим натурфилософским воззрениям,
воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром,
стремились поддерживать имеющиеся в его организме природные целительные силы – физис
(φύσις «природа»). Болезнь они считали не наказанием богов, а результатом влияния
окружающей среды и нарушения питания. Косская школа развивала учение о четырех
телесных соках и типах людей, живущих в разных местностях; утверждала основы
врачебной этики; разрабатывала принципы наблюдения и лечения у постели больного,
которые легли в основу клинического (κλινική «уход за лежачим больным» от κλινή «ложе»)
направления в медицине. Из косской школы вышел Гиппократ.
Представление об органическом и космическом аспектах элементов, о
макрокосмосе и микрокосмосе характерно для медицинских учений Древнего Востока, с
которыми древнегреческие философы-врачеватели имели возможность познакомиться и
взять некоторые положения в качестве основы своих учений. Так, например, аюрведическая
система медицинских знаний разделялась на 8 главных разделов, в их числе: лечение ран;
лечение болезней, относящихся к области головы; лечение болезней, охватывающих весь
организм; лечение душевных болезней и психических расстройств, приписываемых
действию злых духов. В особый раздел выделялось учение о противоядиях. Аюрведа
содержит описания множества обрядов магического врачевания, заклинаний против злых
духов и демонов, которые приносят болезни. Древние лекари назывались «изгоняющие
демонов». С другой стороны, в соответствии с религиозно-философскими учениями индусов,
здоровье человека связывали с гармоничным сочетанием трех основных субстанций
организма – воздуха, огня и воды. Ведийские тексты упоминают еще о двух стихиях – земле
и пространстве (эфире). Различные комбинации этих элементов привели к возникновению
человека и всей вселенной. В соответствии с натурфилософским учением индусов все три
элемента имеют как органический, так и космический аспект. Например, ветер в природе –
носитель света, прохлады; невидимый, он несет в себе могущественные тайные силы. В орга-
низме человека ветер соотносится с системами, связанными с движением: это прежде всего