Стр. 261 - 2

Упрощенная HTML-версия

261
философов, прежде всего Аристотеля, Гиппократа и Галена. Заслугой Галена, которого
традиционно считают основателем экспериментальной физиологии, является создание
законченной системы медицинских знаний о строении и функциях организма. Им были
написаны фундаментальные труды по анатомии и физиологии – науке о процессах,
протекающих в органах и тканях организма. Анатомические труды ученого в течение
четырнадцати столетий служили руководством для врачей. Сохранилось около 120
подлинных сочинений Галена, a по названиям известно более 350. Большинство из них было
посвящено медицине. Кроме того, Галену принадлежат философские и драматические
произведения, а также комментарии к сочинениям Платона и Аристотеля.
«Гиппократов сборник»
составлен через много лет после смерти Гиппократа, в
III веке до н.э. Точно неизвестно, какая часть этих трудов принадлежит ученикам
Гиппократа, какая – ему самому: по традиции того времени врачи не подписывали своих
сочинений, и труды, в которых отражены медицинские представления греков, объединены
именем Гиппократа. По свидетельству античных историков, «книги, написанные
Гиппократом, всем соприкасающимся с врачебной наукой известны и ценятся как глас Бога,
а не как исходящие из уст человеческих».
Врачевание в древней Элладе долгое время оставалось семейной традицией:
знания передавались от отца к сыну. К началу классического периода в семейные школы
стали принимать учеников со стороны и обучать их за плату, как свидетельствует Платон;
для примера он как раз называет Гиппократа («Протагор»). В истории медицины известны
примеры того, как медицинские школы, в основе которых лежали древние знания жрецов
или учения ранних философов, сохраняли свои традиции в течение столетий. Разумеется, со
временем искусство врачевания претерпевало изменения и вбирало в себя новые сведения и
навыки, однако традиции древних общин сохранялись на прежних территориях.
Примером такого рода может служить школа врачей-пифагорейцев, живших в
округе древнего Кротона, которые и после смерти своего учителя Пифагора славились
высоким уровнем хирургического искусства. Геродот приводит историю о Демокеде – одном
из первых кротонских врачей, приглашенных к персидскому царю Дарию. Царь вывихнул
ногу, и египетские врачи не могли вправить вывих. Демокед использовал мягкие снадобья и
вылечил царя, за что был приближен к нему и получил богатые дары. Врачеватели хранили
учение за печатью таинственности, традиционной для пифагорейской школы. Согласно
преданию, ученики Пифагора давали клятву, что их знания не станут доступны
непосвященным
.
В основе учения кротонской медицинской школы лежала пифагорейская
философия. Несмотря на то что «по общему мнению, ничего письменного не оставил»,
Пифагора признавали как «превосходнейшего из философов как по мудрости, так и по
благочестию», о котором «писали многие». В древности распространено было мнение, что
Пифагор многое из вошедшего в его учение позаимствовал из религиозных культов других
народов, с которыми познакомился во время своих путешествий. Например, Иосиф Флавий
приводит слова Гермиппа, «прилагавшего много стараний к исследованию», который
рассказывает в первой книге о Пифагоре, со слов его учеников, что в своих поступках и
словах Пифагор «подражал верованиям иудеев и фракийцев и усваивал их себе. Не без
основания утверждают, что тот муж внес в свою философию многие господствующие у
иудеев воззрения» (т. 2, с. 482). Сам Иосиф Флавий также считает, что «несомненно, он был
не только знаком с нашими нравами, но и подражал им в высокой степени» (там же).
Кротонская врачебная школа основывалась на следующих положениях: 1)
организм есть единство противоположностей; 2) здоровый организм есть результат
равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и
горького и т.д., господство же (μονάρχή
monarchia
«единовластие») одной из них есть
причина болезни; 3) противоположное излечивается противоположным. Представитель этой
школы – философ-пифагореец Алкмеон, который считал головной мозг органом познания;