260
Качество пневмы («ци бин») определяло качество вещей и явлений. Так, например,
считалось, что мудрость человека отражалась чистотой пневмы, а глупость – ее мутностью.)
В работах Галена получает развитие телеология (от греч.
telos
«цель» и -
logia
«учение») – учение о целесообразности устройства живых организмов, получившее
обоснование в трудах Аристотеля. Смысл этого понятия состоит в том, что образ жизни и
строение живого организма соответствуют друг другу и имеют целью наилучшую
организацию их жизни. Аристотель писал, что «не случайность, но целесообразность
присутствует во всех произведениях природы, и притом в наивысшей степени, а ради какой
цели они существуют и возникли — относится к области прекрасного...».
В своем знаменитом анатомическом сочинении «О назначении частей
человеческого тела» Гален описывает как целесообразные устройства руки, ноги, внутренние
органы, рот, нос, зубы. Он сравнивает их с частями тела животных, детально разбирает
сходство и различие между желудком и процессом пищеварения обезьяны, медведя, лошади,
барана. Автор подробно описывает строение кровеносных сосудов, глаза. Идеей
целесообразности живых организмов проникнуты его рассуждения о движении костей и
мускулов. Исследования Галена отличает желание все проверить экспериментально:
«Необходимо точно знать функции и прежде всего строение каждой части, исследовать
факты, открываемые анатомированием и лично наблюдаемые; теперь книги тех, которые
называют себя анатомами, изобилуют тысячами ошибок». Одним из главных анатомических
открытий Галена называют учение о строении и работе нервов и мозга. В трактате «О
перерезке нервов» изложен метод исследования, восходящий к традициям медицинской
школы Александрии. Врачи
древности Алкмеон, Гиппократ, Эразистрат серьезно
интересовались строением и функцией нервов, но только Галену удалось выяснить связь
между работой нервов и мускулов в результате серии опытов, в которых было окончательно
доказано различие между нервами и сухожилиями, а также установлено, какие нервы
отвечают за работу разных частей организма.
В трудах, посвященных фармакологии, Гален писал о том, что целительную силу
имеют не сами лекарства, а какие-то неизвестные вещества, которые в них содержатся. Они
способны переходить в воду, но лишь после того, как растения предварительно высушивают.
Сборы, настои, отвары, экстракты, сиропы из лекарственных трав носят название «Галеновы
препараты». Гален ввел понятие о балластных и действующих веществах в составе лекарств
и начал извлекать действующие вещества путем настаивания растительных и минеральных
препаратов на вине, уксусах и маслах. Гален, как и греческие врачи, придавал большое
значение профилактике болезней, действию на организм воздуха, продуктов питания, сна,
диеты и гигиены, а также движения и душевного равновесия. В течение столетий авторитет
Галена делал бесспорными истинами не только его открытия, но и суждения. Так, например,
он судил о строении человека по строению обезьяны (в частности утверждал, что нижняя
челюсть человека состоит не из одной кости, а из двух, как у обезьяны). Это было вызвано
запрещением вскрывать трупы и даже иметь в качестве пособия скелет человека. На лекциях
Галена по анатомии производились публичные вскрытия собак, свиней, медведей, обезьян и
других животных. Правда, считают, что Гален пользовался человеческим скелетом,
составленным из костей разных людей. Кроме того, во время своих путешествий он
несколько лет изучал анатомию в Александрии, где, в отличие от Рима, изучение строения
человека по его скелету не считалось кощунством. Спустя столетия врачи средневековой
Европы, последователи Гиппократа и Галена, часто сводили их учения только к
теоретическому философствованию, и это имело печальные последствия для развития
медицины. Подобным образом учение Гиппократа искажалось отдельными представителями
эмпирической и методической школ в эпоху эллинизма: в нем видели только догму,
отступление от которой считали покушением на авторитет великого грека. Слепое
поклонение авторитету Галена в эпоху позднего средневековья привело к тому, что главной
своей заслугой университетские врачи-схоласты считали цитирование изречений древних