252
говорил Платон, огниво души, страстно жаждущей любовной пищи и питья». Начинается эта
глава так: «Поскольку человек благодаря детородному семени и месячным кровотечениям,
основе нашего рождения, и их веществу, которому мы обязаны существованием, не мог быть
бессмертным, то бесконечный Творец природы позаботился устроить так, чтобы человек
жил как можно дольше и чтобы род его никогда не окончился и всегда оставался
бессмертным. То, чем человек достигал должного развития, чем постоянно поддерживается
врожденное тепло и чем оно может быть вскоре восстановлено, мы получаем многими
путями из органов, служащих для питания. Пища раздробляется зубами, чтобы она легче
потом переваривалась, и, как жидкость, изо рта проводится через пищевод (пищевод здесь
назван не
stomachus,
а
via
«путь»
cibi
«пища, еда, корм») в желудок, легко, словно в задний
проход; пищевод охватывается двумя собственными оболочками, приспособлен внутри для
прохождения пищи, идет из глотки позади трахеи (Везалий всегда обозначает трахею как
aspera arteria,
дословно «шероховатый воздухохранитель», что является переводом
arteia
tracheia
греческих врачей. Греки считали, что всякая артерия, как и дыхательное горло,
также содержит воздух, и оттого называли ее
arteria leia
«гладкий воздухохранитель»), далее
вдоль грудных позвонков, сквозь диафрагму (Везалий употребляет
septum transversum
«поперечная перегородка»), достигает верхнего отверстия желудка и называется
stomachus
,
или
gula
.
Желудок расположен под диафрагмой между печенью и селезенкой (которую
Везалий по внешнему виду сравнивает с «довольно толстым языком» и соответствующей,
«подобно печени, форме прилегающих органов»), весьма вместителен, в поперечном
направлении довольно длинен, в левой стороне тела более обширен, чем в правой, образован
только двумя оболочками, способными растягиваться и стягиваться, прикрытыми третьим
покровом, отходящим от брюшины; окутанный многими венами, артериями и нервами
желудок переваривает то, что в него сбрасывается изо рта, и врожденной силой превращает
как бы в густой молочный сок (
сremor lacteus
), который, появляясь через нижнее отверстие
из направленного вверх отдела левой стороны желудка, выталкивается в кишки.
Кишки – это витые тела, бесчисленными кольцами, кругами и одним постоянным
извилистым путем простирающиеся от желудка до заднего прохода (
pudex
«стыд,
непристойность» –
классическое слово, употребляемое Везалием вместо
anus
«круг, кольцо»;
«заднепроходное отверстие») и построенные сходно с желудком из двух собственных
оболочек; к ним подходит от брюшины третья оболочка, не менее чем две собственные,
приспособленная расслабляться и сокращаться, однако не везде одинаково обширная.
Начальный отдел кишок, отходящий от желудка, оттянут вдоль желудка назад вплоть до
спины и нами назван двенадцатиперстной кишкой (
duodenum nobis appellata;
этим Везалий
не утверждает, что термин создан им, он только воспользовался одним из многих ходовых
названий. Термин
duodenum
встречается не только в латинских текстах Галена, он
использовался Авиценной. В основном трактате Везалий говорит, что греки называли эту
кишку
duodenodactylon.
Автором этого термина Гален называет Герофила); далее следует та
часть кишечника, которую мы называем тощей кишкой, и та, которая именуется
подвздошной или витком (
volvulus
); этот отдел всюду наполняет своими петлями брюшную
полость, прилегая к ней и соседствуя с областью пупка, располагает до некоторой степени
одинаковой толщиной и является суженным, что и послужило причиной наименования
только что названных частей тонкими кишками.
Далее там, где прекращается подвздошная кишка, видна часть кишечника, очень
толстая и обширная, удерживающая небольшой придаток, свернутый и заостренный подобно
дождевому червю, наделенный одним отверстием и потому названный знаменитыми
анатомами слепой кишкой. Эта часть толстого кишечника восходит от правой почки до
печеночной впадины, отсюда она идет вдоль дна желудка до селезенки, откуда устремляется
вниз вдоль левой почки и изгибается в сторону левой лонной области, составляя на всем
протяжении ободочную кишку, которая у основания крестца направляется прямо вниз к