241
этими замечательными лицами, проявляется не так поразительно в бесчисленных примерах,
представляемых ежедневной жизнью. Благоговейный восторг, доводивший до такого
состояния, есть только мгновенное заверение того блаженства, которое может испытать
душа в своем приближении к Всевышнему. Сущность откровений всегда одинакова. Это или
провидение законов вечных, или разрешение некоторых вопросов, предлагаемых не умом
нашим, но душою. Ответ дается не словами, но указывается сам факт, который внезапно
бывает усмотрен душою» (с. 204).
Внешние свидетельства подлинности Священного Писания основываются прежде
всего на археологических открытиях, а также на свидетельствах небиблейских авторов.
Например, Иреней, епископ Лиона (180 г. н.э.) ученик Поликарпа, епископа Смирны и
ученика апостола Иоанна, так пишет: «Настолько тверда основа под этими Евангелиями, что
даже сами еретики свидетельствуют о них, и, пользуясь этими текстами, каждый из них
пытается создать свое собственное учение». Так, например, возник гностицизм – учение, в
которое развились религиозно-философские тенденции ко II веку н.э. Основывая свое учение
на синтезе религиозной философии (каббалы), зороастризма, религий Вавилона и Египта,
приверженцы гностической системы верований и соответствующего образа жизни учили
видеть в христианстве первый шаг на длинном пути к «знанию», притязая на знание особого
«тайного» смысла Библии, часто противоположного тому, что написано. Все это, равно как и
всевозможные предсказания будущего, стало связываться с именем Сифа, от которого вела
начало гностическая секта, уверявшая, будто имеет в своем распоряжении семь
составленных самим Сифом священных книг. Говоря о потомках Сифа (данных этих в
книгах Ветхого Завета нет) как о замечательных астрономах, Иосиф Флавий имеет в виду
главным образом Еноха, которому приписываются астрономические открытия, а также
сообщения Манефона (древнеегипетский историк) о египетских божествах Сете и Тоте, из
которых последний, по преданию, изобрел иероглифическое письмо.
С Септуагинты на греческом языке начались просвещение языческой Руси и
история российского образования. Этим объясняется наличие многих слов и понятий,
существующих в русском языке. С лингвистической точки зрения греческий язык Ветхого
Завета является адаптацией греческого языка к языку совсем иной системы, лабильность
которого позволила отразить грамматические и лексические семитизмы. Так, например, внук
Иисуса сына Сираха, в предисловии к своему переводу книги деда (неканонической, но
включенной в Септуагинту) пишет: «Читайте… и имейте снисхождение к тому, что в
некоторых местах мы, может быть, погрешили, трудясь над переводом: ибо неодинаковый
смысл имеет то, что читается по-еврейски, когда переведено будет на другой язык, – и не
только эта книга, но даже закон, пророчества и остальные книги имеют немалую разницу в
смысле, если читать их в подлиннике… Много бессонного труда и знаний положил я в это
время, чтобы довести книгу до конца и сделать ее доступною и тем, которые, находясь на
чужбине, желают учиться и приспосабливают свои нравы к тому, чтобы жить по закону».
История появления греческой Септуагинты относится к периоду правления
египетского фараона Птолемея Филадельфа (285–246 гг. до н.э.). Здесь следует упомянуть,
что, так сказать, «официальное» знакомство греков с еврейской культурой, впрочем, как и с
другими древними культурами, началось при Александре Македонском, покорившем всю
Иудею и переселившем значительную часть евреев в Египет. Как и Александр, первые
Птолемеи уважительно относились ко всем древним культурам. Благодаря покровительству
Птолемеев, высоко ценивших дисциплину, которую они наблюдали у евреев, а также их
уважение к престолу и своему отечеству (греки тоже были «пришельцами» в Египте»);
благодаря своему благосостоянию, приобретенному собственной энергией и честным
трудом, евреи приобрели влиятельное положение в Александрии. Этот город, достиг за
короткое время необыкновенно высокого развития и стал, благодаря многочисленности
населения, торговому значению, богатству и сосредоточившимся в нем умственным силам,
главной метрополией греческого мира. Птолемей Филадельф был известным покровителем