237
Сторонники символического толкования убеждены, что в картинах Откровения
отражены не определенные события, а принципы духовной войны, и что эти принципы
действуют на протяжении всей истории церкви. Представители исторической школы
считают, что текст Откровения с 6-й главы по 18:24 представляет собой очерк
последовательного течения церковной истории от I века вплоть до второго пришествия
Христа. Возможно, правы и те и другие. Многие моменты относятся к началу становления
церкви, а по некоторым признакам и к тому времени в котором мы живем. Но при этом
следует учитывать как общую направленность Писания к церкви, прообразом которой был
избранный Богом израильский народ, так и личностную обращенность к читающему его
человеку, ибо посредством единой веры в Бога сформировался народ из малого семени, так
же из объединяющей веры каждого из учеников Иисуса сформировалась Церковь.
Иисус, через Кого Бог дал это последнее Откровение, сказал ранее своим
ученикам: «Если вы останетесь верны Моим словам, тогда вы воистину Мои ученики и
узнаете истину – и истина вас освободит» (Евангелие от Иоанна 8:32). С момента осознания
себя человеком человек стремился узнать ответ на извечный вопрос, озвученный Понтием
Пилатом: «Что есть истина?».
Чтобы узнать истину, древние греки отправлялись в путешествия в Египет,
славившийся оккультными (лат.
occultus
«сокрытый, тайный, сокровенный»; «скрытный,
неоткровенный, скрывающий») знаниями древнеегипетских жрецов, которые были доступны
только посвященным. О недоступности этих знаний для пришельцев, каковыми были греки,
отправляющиеся в Египет с целью узнать объяснения древнейших мудрецов великой
цивилизации первопричины существования мира, свидетельствует древнегреческий ученый
Страбон, называя жрецов «людьми скрытными и не желающими передавать знания другим».
Платону и прибывшему с ним Евдоксу потребовалось 13 лет, чтобы, «снискав расположения
жрецов, убедить этих последних сообщить им некоторые основные положения своих учений;
тем не менее варвары скрыли большую часть своих знаний» (Страбон. с. 549).
До Платона подобные путешествия предпринимали другие древнегреческие
искатели Истины, в частности Пифагор, которому приписывается авторство слова
«философия»: до него ученые люди звали себя мудрецами от
sophos
, что означало
«знающий, умный»; «гениальный»; «виртуоз». Пифагор не претендовал на звание мудреца и
назвал себя
philosophos
«философом», то есть человеком, которого, вероятно, определял как
«тот, кому дорога мудрость» или «который дружит с мудростью» (от
philos
«дорогой,
приятный»; «друг» и
sophos
«мудрость»). Сент-Ив Д`Альвейдр считает Пифагора
наследником патриархальной традиции, с которой он познакомился во время своего
путешествия и которую перенес из священных языков в ионийский слово Фило-Соф-Йа
«любовь к мудрости Божьей» (Сент-Ив Д`Альвейдр с. 76).
Историческая достоверность Библии определяется исследователями, исходящими
из трех основных принципов историографии: библиографическое испытание, внутренние
свидетельства и внешние свидетельства.
Библиографическое испытание заключается в исследовании специалистами
передачи текста (стиль, манера письма и пр.). Иными словами, за отсутствием оригиналов
существует возможность оценить надежность текста по числу дошедших рукописей, а также
по времени, прошедшему между появлением оригинала и сохранившейся копией.
Исследователи считают, что, говоря о традициях переписывания рукописей, из книг
древности наиболее часто копировались труды, составляющие христианский Новый Завет
(около 24 тысяч рукописных экземпляров, включая, кроме греческих, латинские копии
Вульгаты). Ни один другой документ древности не переписывался так часто и не
пользовался таким признанием. По сравнению с Новым Заветом «Илиада» Гомера –
следующий по количеству списков текст (643 рукописи). Первый полный текст Гомера,
сохранившийся до наших дней, относится к XIII веку. Сравнивая документы Нового Завета с
другими древними историческими рукописями, исследователи указывают, что «Галльские