Стр. 236 - 2

Упрощенная HTML-версия

236
и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не
имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не
имеете, потому что не просите. Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а
чтобы употребить для ваших вожделений» (Иаков 3:13-18; 4:1-3). Предсказывая рост
количества лжеучителей, Павел пишет: «Дух же ясно говорит, что в последние времена
отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через
лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей (1 Тимофею 4:1-2); «Ибо будет
время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать
себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням»
(2 Тимофею 4:3-4).
Последняя книга Нового Завета, Откровение, была написана в период гонения
христианской церкви во второй половине первого столетия. Образы книги многогранны: по
словам Августина, «постигнутое умом в единой форме может быть выражено словесно во
многих, а постигнутое умом в разных формах выражено в одной единственной словесной
формуле». Так и мысль, заключенная в этих образах, выражена в многообразных символах,
понимать которые необходимо в системе символики Священного Писания в целом. Поэтому
понимание Откровения невозможно без знания и понимания того, что написано в книгах
Ветхого Завета, объясняемых через книги Нового Завета. При этом требуется осторожность
при обращении к различным источникам, односторонне интерпретирующим или
цитирующим Слово Божие, вырывая фразу из контекста, не вдумываясь в общий смысл
Писания. О таких предупреждал апостол Павел во 2 послании к Коринфянам: «Умы их
ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого
Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало
лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (3:14-17). Моисею требовалось
покрывало не для того, чтобы предохранить израильтян от будто бы губительного для них
сияния его лица, отражающего славу Господа, а чтобы они не увидели в умалении этой
славы признак недостаточности и преходящего (т.е. временного) характера Ветхого Завета
(Исход 34:33-35). Павел же не стыдится явить миру, сколь славно служение Новому Завету
(ибо его слава непреходяща, благодаря искупительной жертве Христа), основывающееся на
прощении, оправдании и мире с Богом, в то время как для ветхозаветного служения все это
было тенью будущего (2 Коринфянам 3:3-13). Под свободой Павел имеет в виду свободу от
греха и смерти.
События, происходившие с израильским народом, соотносимы с переживаниями
верующих, составляющих христианскую Церковь. «Не хочу оставить вас, братья, в
неведении, – пишет Павел, – что отцы наши все были под облаком, и все прошли через море;
и все крестились в Моисея в облаке и в море море (Исход 13:21-22; 14:22-29); и все ели одну
и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили их духовного
последующего камня (Исход 16:35; 17:6; Числа 20:11); камень же был Христос. Но не о
многих благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне (Числа 14:29-30). А это были
образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы (Числа 11:4).
Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: «Народ сел
есть и пить и встал играть» (Исход 32:6). Не станем блудодействовать, как некоторые из них
блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи (Числа 25:1-18). Не станем
искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей (Числа 21:5-6). Не
ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя (Числа 16:41-49). Все это
происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Вас постигло искушение не
иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил,
но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести» (1 Коринфянам 10:5-
11).