Стр. 235 - 2

Упрощенная HTML-версия

235
относительно спасения Его народа, причем пророчество простирается иногда на отдаленное
будущее. Обращался Бог и к другим народам, жившим в Египте, Эфиопии, Вавилоне и пр.
Главной проблемой пророков было неверие людей, которые, уподобившись народам-
идолопоклонникам, исполнились гордости, высокомерия и самолюбия. Выступая с этими
обличениями, пророки стремились привести народ к покаянию в надежде, что таким образом
удастся избежать судов Божиих. Пророки были прежде всего реформаторами, проводящими
Божий закон в жизнь, и призывающими народ сохранять верность Завету с Богом и не
нарушать его. Проповеди пророков сопутствовала молитва за народ: они говорили с Богом о
людях так же искренно, как и с людьми о Боге, неся таким образом посредническое
служение ходатайства за народ.
Истинного пророка от ложного отличало особое Божественное призвание,
имеющее непреодолимую силу. Лжепророки были как в ветхозаветные, так и в новозаветные
времена. Часто, профессионально связанные с официальным религиозным культом
лжепророки говорили людям то, что те желали услышать, и пересказывали собственные сны
и мнения, а не волю Божию. В результате следовало наказание как лжепророкам, так и тем,
кто слушал их. Появление большого количества лжепророков, также и лжеучителей «в конце
времен» было предсказано новозаветными апостолами, которые в своих посланиях
предупреждали о них и их учениях. Павел, например, писал, чтобы «не занимались баснями
(здесь Павел имеет в виду легенды о ветхазаветных патриархах, которые встречаются во
многих еврейских апокрифических сочинениях) и родословиями бесконечными (здесь,
возможно, речь идет о получивших дальнейшее распространение в гностицизме
рассуждениях о происхождении мира и о бесчисленных духовных существах, якобы
участвовавших в его сотворении; также в послании к Титу 3:9-11), которые производят
большие споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого
сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в
пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея того, о чем говорят, ни того, что
утверждают. А мы знаем, что закон добр (см. Послание к Римлянам 7:7-12; Галатам 3:19-25),
если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для
беззаконных и непокорных, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для
оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников,
человекохищников, (клеветников, скотоложников), лжецов, клятвопреступников, и для
всего, что противно здравому учению» (1 Тимофею 1:4-11). Лжеучителя и лжепророки
вносили разделение в среду верующих, часто приспосабливая свои учения к нравам богатых
и влиятельных людей (членов церкви), ни во что не ставя нравственный закон Божий и
игнорируя неизбежность Божьего наказания за неповиновение ему. Они притязали на какие-
то особые откровения, дающие свободу от Закона и на обладание Духом Святым. Разделения
среди верующих были следствием надменности таких лжеучителей и их притязаний на
обладание Духом, свойственное якобы одним избранным, а не всем христианам. Они
подразделяли людей (как делали позднее гностики) на духовных, имея в виду себя и
«плотских» (всех прочих христиан). В опровержение всех притязаний лжеучителей, апостол
Иуда (один из руководителей Иерусалимской церкви) говорит, что сами они – люди,
живущие только плотской, земной жизнью и поэтому лишенные Духа Божия. По сути,
истинность их учений проверялась по плодам их жизни и их учений: «По плодам их узнаете
их», – сказал Иисус. Поэтому апостол Иаков призывал верующих тщательно исследовать
свое внутреннее состояние, отражающееся во внешнем поведении: «Мудр ли и разумен кто
из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем
сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это
не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо, где зависть и
сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста,
потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и
нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. Откуда у вас вражды