230
Главным
фактором
при
определении
новозаветного
канона
была
Богодухновенность, а решающим испытанием – апостольность той или иной книги. По
терминологии Нового Завета (языком его был в основном греческий) церковь была возведена
«на основании апостолов и пророков». Само понятие «церковь» как в русском, так и в
греческом
ekklesia
«екклесиа» имеет значение «собрание верующих», «дом молитвенный»,
где слово «дом» имеет два значения: «место, где живут родные люди» и «непосредственно
близкие люди».
Хотя Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна) называют одних и тех
же людей учениками и апостолами, эти два слова не являются синонимами. «Ученик»
означает «воспитанник», «учащийся», а «апостол» – «эмиссар», «представитель», т.е.
посланник, облеченный всей полнотой власти, принадлежащей пославшему его. Например,
Павел, «апостол язычников», именовал себя апостолом в своих посланиях.
Павел родился в большом и многолюдном Тарсе – столице Киликии (юго-
восточная область в Малой Азии, ранее находившаяся под властью различных государств:
ассирийского, халдейского, персидского, греческого), соперничавшем с Афинами и
Александрией. Коренные жители страны, вытесненные греками и евреями, пользовались
дурной славой: по ходячей пословице самые плохие «К» были киликийцы, каппадокийцы и
критяне. Павел родился в семье римского гражданина, хотя провинцией Рима Киликия стала
только в 64 году н.э. Право римского гражданства давалось не только гражданам самого
Рима, но и во времена консулов и императоров – целым провинциям и отдельным людям в
виде награды за заслуги, оказанные государству, императорскому дому и т.д. Римский
гражданин пользовался определенными привилегиями. Так, он освобождался от всякого рода
позорных наказаний, например бичевания; от позорной смертной казни, например распятия;
его нельзя было заковывать, прежде чем он не был признан виновным по суду, и, наконец, он
имел право в случае недовольства решением местного суда требовать суда кесарева.
Нарушение этих прав римского гражданина приравнивалось к оскорблению римского народа
и даже кесаря. По словам Цицерона, заявление «я римский гражданин» являлось верным
средством оградить себя от самовластия и насилия судей. Этим воспользовался Павел, когда
апеллировал к суду кесаря. Далеко не все имели римское гражданство, даже занимавшие
видное служебное положение; но они имели возможность купить его. Это право
передавалось по наследству: «Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это
гражданство. Павел же сказал: а я родился в нем» (Деяния 22:28).
Итак, родившись в иудейской семье римского гражданина, он при рождении
получил два имени – иудейское Савл и римское Павел. С детства он был обучен ремеслу
согласно иудейскому принципу воспитания: «Кто не учит сына своему ремеслу, тот учит его
воровать». В Тарсе Павел получил греческое образование, а иудейское, точнее фарисейское
(он сам называл себя «фарисей из фарисеев»), – в Иерусалиме. Быстрое распространение
христианской веры возбудило пылкого молодого фарисея к противодействию. Он был
злейшим врагом и гонителем христиан. Для Савла было недостаточно, что он истреблял
церковь в Иерусалиме. Будучи членом синедриона (верховный суд в Иерусалиме, имевший
значительную административную власть, обладавший также до некоторой степени и
политической властью), он, «дыша угрозами и убийством на учеников Господа», достал себе
полномочие для поездки в Дамаск, чтобы и там делать то же. Этот случай описывается в
Деяниях, затем в речи самого Павла перед синедрионом и кесарем. По дороге в Дамаск перед
ним предстал Иисус и сказал: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Я отвечал: кто Ты,
Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назарей, которого ты гонишь. Бывшие же со мною свет
видели и пришли в страх; но голоса Говорившего не слышали. Тогда я сказал: Господи! Что
мне делать? Господь же сказал мне: встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет все, что
назначено тебе делать. А как я от славы света того лишился зрения, то бывшие со мною за
руку привели меня в Дамаск». Там Господь через Своего ученика Ананию призвал его быть
Своим свидетелем пред всеми людьми и возвратил ему зрение (Деяния 9:1-18; 22:3-16; 26:9-