229
гордость, безумство, – все это зло изнутри исходит и оскверняет человека» (Евангелие от
Марка 7:6-8; 20-23).
Несмотря на отдельные периоды благоденствия, династия Хасмонеев, раздираемая
внутренней борьбой, была не в состоянии противостоять наступлению римлян. В 63 году до
н.э. полководец Помпей занял Иерусалим. Постоянные беспорядки привели к тому, что
римляне даровали Ироду (идумеянину по происхождению, обращенному в иудейство) титул
царя иудейского, который он носил до своей смерти, случившейся вскоре после рождения
Иисуса. Послушный Риму Ирод правил успешно. Во время его правления были возведены
великолепные здания и сооружения (например морской порт в Кесарии, поражавший своей
инженерной конструкцией). Он взялся за восстановление Иерусалимского храма. За его
строительную деятельность Ирода прозвали «великим». Но порой он вел себя как безумец:
убил одну из своих жен со своими сыновьями от нее (Александр и Аристовул); за несколько
дней до своей смерти убил собственного сына Антипатра и приказал заключить в тюрьмы
лучших людей; испугавшись сообщения волхвов о «рождении Царя Иудейского», которое
было предсказано пророками, приказал убить «всех младенцев в Вифлееме и во всех
пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал у волхвов. Тогда сбылось
реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач, и рыдание, и
вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Евангелие от
Матфея 2:16-18). По сути, повторилась история умерщвления младенцев египетским
фараоном, который решил таким страшным образом избавиться от предсказанного рождения
Моисея.
Архелай, сын Ирода Великого, унаследовавший пороки своего отца, которые в
нем увеличились настолько, что поглотили все достоинства, присущие отцу, был свергнут с
престола. В результате Иудея и Самария оказались под непосредственным правлением Рима,
которое осуществляли сменявшие друг друга прокураторы, в частности Понтий Пилат, чье
имя вошло в историю благодаря тому, что он занимал этот пост во время земного служения
Иисуса Христа. Галилею, где прошла большая часть жизни и служения Иисуса, и Перею
Ирод завещал другому своему сыну – Ироду Антипе, вскользь упоминающемуся в
Евангелиях. Правление его было продолжительным – до момента, когда в 39 году н.э. внук
Ирода Великого Ирод Агриппа изгнал и захватил власть над Галилеей и Переей. Спустя два
года друг детства Агриппы Клавдий, ставший к этому времени римским императором,
сделал его царем Иудеи и Самарии. Агриппа, управлявший уже всей территорией, был
любим народом, однако его царствование было непродолжительным: начав гонения на
некоторых апостолов, он внезапно умер. Страна снова перешла под власть римских
правителей. Разногласия между иудеями и римлянами в этот период значительно
обострились и в конечном итоге привели к восстанию в 66 году. Эта война оказалась
национальной катастрофой: в 70 году Иерусалим был разрушен. Такова была ситуация в
предшествующий (400 лет о событиях этого времени записано в неканонических книгах
Септуагинты: книгах Ездры, Товита, Иудифи, трех Маккавейских; также Иосиф Флавий
рассказывает о них в сочинении «Иудейская война») и текущий периоды написания Нового
Завета.
Здесь следует сказать об апокрифических книгах Ветхого и Нового Заветов. Слово
«апокрифический» происходит от греческого и означает «спрятанный, скрытый». Оно было
впервые употреблено в 4 веке Иеронимом, назвавшим апокрифами ряд религиозных
произведений. «Библейский словарь» приводит причины, по которым эти книги
исключаются из канонов: 1) исторические и географические неточности, множество
анахронизмов; 2) они учат ложным взглядам и поддерживают обряды, расходящиеся с
Боговдохновенным Писанием; 3) в них введены литературные типы и содержится
искусственность сюжетов и стиля, которых нет в Писании; 4) им недостает отличительных
черт, делающих подлинные Писания Божественными, таких как пророческая сила,
поэтическое и религиозное чувство.