Стр. 228 - 2

Упрощенная HTML-версия

228
начала? Разве вы не уразумели из основания земли?»; «Кому же вы уподобите Меня и с кем
сравните?»; «Делающие идолов ничтожны, и вожделеннейшее их не приносит никакой
пользы, и они сами себе свидетели в том. Они видят и не разумеют, и потому будут
посрамлены. Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? Все
участвующие в этом будут постыжены» (Исаиа 40:18-21, 25; 44:9-11); «Истреблен будет
народ Мой за недостаток ведения; так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от
священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей
твоих» (Осия 4:6).
Такое отступничество укрепило решимость большинства иудеев противиться
политическому курсу Антиоха, который из-за своего непонимания характера иудаизма начал
то, что было первым в истории религиозным гонением: сжигались рукописи Священного
Писания, запрещались традиционные обряды. Нарушителей предавали смерти. Антиох
осквернил Иерусалимский храм, воздвигнув в нем статую Зевса и принеся в жертву
греческому богу свиней, – акция, в которой иудеи увидели исполнение пророчества Даниила
о «мерзости запустения» (книга пророка Даниила 9:27). После этого кощунства вспыхнуло
восстание Маккавеев. Эта партизанская война привела к освобождению Иерусалима и
установлению династии Хасмонеев (по имени предка Маккавеев Хасмонея). Эти события
записаны в книгах, которые Римско-католическая церковь называет второканоническими, а в
православной Библии они именуются неканоническими. Борьба народа велась не только за
право исполнять предписания своей религии, но и за политическую свободу, которая была
утрачена к V веку до н.э.
Однако борьба с эллинизацией не была закончена. Еще до обретения
независимости Ионафан Маккавей использовал все свое влияние, чтобы получить должность
первосвященника, хотя и не принадлежал к роду, имевшему на это законное право. По
мнению многих ученых, именно это событие заставило группу иудеев отойти от своего
народа и основать ессейскую общину Кумрана у Мертвого моря. Считая себя подлинным
Израилем, кумраниты, толкуя ветхозаветные пророчества, утвержали, что они исполняются в
их среде, и ожидали последней неизбежной войны, в которой будут уничтожены враги
Божии.
Хасмонейские правители, занимавшие верховные должности и в среде
священства, постепенно переняли греческий образ жизни, пользуясь поддержкой саддукеев –
аристократической группы, стремившейся сохранить политическую стабильность. Эта
консервативая «партия» признавала авторитетным только Пятикнижие (остальные книги
были для нее менее весомыми) и на этом основании отвергала учение о воскресении.
Историческое происхождение саддукеев, как и фарисеев, пока не определено с точностью.
Фарисеи, первоначально не составляющие политической группировки, были на
протяжении большей части этого периода партией оппозиции. Они сопротивлялись
эллинизации иудейской жизни, развили обширное устное предание (каббала «передача из
уст в уста») и стремились сохранить иудейские законоположения о чистоте. Однако своим
толкованием они ослабили многие требования библейского закона. Эта практика снизила
критерии Божией святости и способствовала иллюзии, будто человек может угодить Богу
своими собственными усилиями. Иисус впоследствии сказал о них: «Ныне вы, фарисеи,
внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства»;
«Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим
воспрепятствовали» (Евангелие от Луки 11:39, 52); «Хорошо пророчествовал о вас,
лицемерах, Исаиа, как написано: люди чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от
Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив
заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете
многое другое, ему подобное»; «Исходящее из человека оскверняет человека, ибо изнутри,
из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство,