227
Ко времени, когда ветхозаветная история приближалась к завершению, еврейское
общество, пройдя через наказания (войны, разрушение Иерусалима, пленение и возвращение
из вавилонского плена и пр.), было отрезвлено (пришло осознание своей греховности перед
Богом, навлекшей суд Господень, в отличие от других народов, которые также были
предупреждены о наказании через пророков) и исполнено ожиданием Спасителя, Который
должен был прийти по обещанию Бога, данному при заключении завета с их праотцом
Авраамом, и подтверждаемому через пророков.
Общество было разделено, хотя многие евреи возвратились из изгнания; большее
их число осталось (это иудейское рассеяние известно под греческим названием «диаспора»)
в Персии, Египте, Греции и других местах древнего мира. Иудеи были свидетелями
предсказанных через пророков перемен как в собственном государстве, так и в культурах
соседних народов. Мощь Египта разбилась в борьбе с Вавилоном, который в свою очередь
был подавлен Персией. В последней трети IV века до н.э. пала Персидская империя по
натиском побед Александра Македонского, в результате чего большая часть
Ближневосточного региона приобщилась к эллинскому миру. С этого момента судьба
еврейского народа в большей степени определялась необходимостью противостоять
греческой культуре с ее многобожием.
После смерти Александра Македонского в 323 году до н.э. и раздела его империи
на царства Израиль оказался под управлением одного из его соратников – Птолемея,
владения которого простирались от Египта до южных областей Сирии. На смену царям
пришли первосвященники, объединившие религиозные и политические функции. Иудейская
колония в Александрии, столице империи Птолемея, процветала, но, находясь в эпицентре
языческой культуры, она наиболее остро чувствовала необходимость считаться с новым
окружением. Некоторые иудейские интеллектуалы стремились познакомить язычников с
историей евреев. Другие пытались сочетать библейскую религию с греческой философией. В
этот период был сделан перевод на греческий язык Торы. Этот труд вместе с последующими
переводами других книг обычно называют Септуагинта (или переводом семидесяти).
Другой полководец Александра, Селевк, стал правителем огромной области,
простиравшейся от западного побережья Малой Азии (современная Турция) до Вавилона и
дальше на восток. Так называемая империя Селевкидов (столица Антиохия) представляла
собой постоянную угрозу птолемейским правителям. В 198 году до н.э. селевкидский
правитель Антиох III сумел овладеть Иудеей, которая вступила в один из самых тяжелых
периодов своей истории. Надвигались римляне на восток, и в попытке укрепить свою
империю Антиох ускорил процесс эллинизации в земле обетованной. Немалое число евреев
принимало новую культуру. Это выразилось в очередном «приступе» синкретизма, когда
происходит усвоение аспектов одной религии другою и их смешение. Такое уже было в
истории Израиля: завоевав Ханаан, израильтяне постоянно испытывали соблазн внести в
свою религию поклонение богам и богиням плодородия и сделать изображения Самого
Сущего, несмотря на то что такие вещи были строго запрещены законом: «Да не будет у тебя
других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на
небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся и не служи им,
ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и
четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и
соблюдающим заповеди Мои» (Исход 20:3-6). Главный духовный вопрос состоял в том,
будут ли люди помнить, что Сущий – Бог, заключивший с ними завет, – вседостаточен для
них и что Он ожидает от них такой же верности, которая исключает поклонение другим
богам, расценивая это как духовное прелюбодеяние: «Итак, кому уподобите вы Бога? И
какое подобие найдете Ему? Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его
золотом и приделывает серебряные цепочки. А кто беден для такого приношения, выбирает
негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который
бы стоял твердо. Разве вы не знаете? Разве вы не слышали? Разве вам не говорено было от