Стр. 226 - 2

Упрощенная HTML-версия

226
Второзаконие – русское название, переведенное из Септуагинты:
deuteronomion
«повторение закона». Это – прощальное обращение Моисея к народу, где он кратко
напоминает о законах Божиих, об истории Израиля, об освобождающей любви Бога,
призывая народ к послушанию. Только Десять заповедей были даны непосредственно Богом
народу, остальная часть закона дана Им через Моисея. Моисей кратко вспоминает историю
завета с Богом, исход из Египта, его скитания по пустыне, напоминая при этом о Божьей
заботе и Божьих наказаниях, которые испытал на себе Израиль с тех пор, как покинул
Египет. Эти примеры еще раз подчеркивают, что человеку следует полагаться только на
Бога, а не на свои силы.
Таким образом, Моисей был посредником Ветхого Завета. Ветхий Завет взывал к
сердцу человека, однако он оказался невыполнимым из-за человеческой слабости,
неспособности соблюдать его условия и в результате потерял силу – «обветшал». Ветхий
Завет основывался на обещании людьми Богу: «Мы будем слушать и исполнять» (Исход
19:8; 20:19), а Новый Завет основывается на лучшем обетовании Божием: «И на сердцах их
напишу его» (Иеремия 31:33). Если Ветхий Завет был записан на каменных скрижалях,
Иисус Христос, о котором в прообразах говорится во Второзаконии, записывает Новый Завет
посредством Духа Святого на скрижалях человеческого сердца (2 Коринфянам 3:3).
Одна из древнейших книг Ветхого Завета – книга Иова. Ее традиционно относят к
разряду учительных, в которой постепенно раскрывается смысл страданий, постигающих
человека. Существуют версии, одна из которых относит написание книги ко времени
Моисея, другая – к более раннему периоду. Пролог описывает, как складываются отношения
Иова с Богом: Господь избирает его среди прочих, дабы тот служил Ему. Сатана перед Богом
ложно обвиняет Иова в том, что тот служит Ему исключительно ради своего благополучия, и
просит разрешения испытать этого человека, для того чтобы посмотреть, как отреагирует
Иов на свалившиеся на него беды: благословит или проклянет Бога. Иову были даны силы
сохранить преданность Богу даже тогда, когда он лишился всего – детей, имущества,
авторитета и когда его уделом стали ежедневные невыносимые страдания, как душевные, так
и физические. Друзья Иова сочли происшедшее с ним следствием тяжести совершенного им
греха, пытаясь дать оценку ситуации с человеческой позиции, основанной на традиционном
представлении, согласно которому всякое страдание является прямым следствием
человеческого греха. Иов не может понять, почему на долю богобоязненного человека
выпадают столь тяжкие испытания, тогда как «покойны шатры у грабителей и
раздражающих Бога» (12:6), пребывающих во здравии и наслаждающихся всеми благами
жизни. Вопреки очевидному Иов продолжал надеяться на Бога даже тогда, когда теряет
присущую ему уверенность и в отчаянии призывает Господа на суд. Надежда его сбылась:
Иов получает возможность встретиться с Господом лицом к лицу, чего он так настойчиво
добивался. Покаявшись «в прахе и пепле», он понял, что велик и всемогущ Господь,
Который в конечном итоге вознаградит всякого, кто до конца остается твердым и
непоколебимым в вере. Смысл этой книги заключается в глубоком исследовании духовного
развития человека на пути Богопознания: от внешнего поклонения, жертвоприношений – к
внутреннему познанию Бога, вершиной которого стало откровение Божие и слова Иова: «Я
слышал Тебя слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (42:5).
Канонизация ветхозаветных книг Священного Писания началась с V века до н.э.
Слово «канон» произошло от корня, означающего «тростник» (древнеевр.
ganet
и греч.
kanon
). Поскольку тростник использовался в качестве мерного стержня, слово это вскоре
стало обозначать «стандарт». Ориген называл каноном правила веры – тот стандарт, по
которому должно измерять и оценивать вещи. Позднее это слово стало означать также
«список» или «указатель». По отношению к Священному Писанию слово «канон»
обозначает официально принятый список книг. Всего 39 книг. Эти книги были переведены
на греческий язык около 250 года до н.э.