225
«Городу было дано имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли и
оттуда рассеял их Господь по всей земле». Сами вавилоняне называли его «вратами бога».
Затем Писание выделяет линию Евера и ведет ее до Аврама, с которым связана история
происхождения израильского народа и его завета с Богом, в результате которого Бог назвал
его Авраамом: «…ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу
тебя, и произойдут от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между
Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я
буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (17:5-7). Эта история продолжается в
Исходе. Целостность книги Исход очевидна благодаря своим смысловым связям. Например,
данный народу в главах 19–40 закон основан на обстоятельствах выхода Израиля из Египта,
описанных в главах 1-18; 19:3-6. Не зная этого описания, невозможно понять закон.
Третья книга Пятикнижия – Левит, называется также «Правила для священников»
или «Жертвенный закон», поскольку только избранные Богом и отделенные для служения
Ему люди (священники) могли быть посредниками между Святым Богом и остальными
людьми, выполняя тем самым роль учителей закона, устанавливающим норму во всех сферах
жизни (например, запреты на то, что нельзя употреблять в пищу, объясняет история исхода
из египетского рабства). Причем священник символизировал человека, в котором был
восстановлен образ Божий. Святость такого восстановленного человека в конечном итоге
подразумевает его совершенство и физическое здоровье. Эта книга включает две группы
законов, одна из которых для священников, другая – для всего народа. В отличие от обрядов
богослужения, принятых у египтян, ассирийцев и др., доступ к священным предписаниям
открыт не только для царя и священников, но и для всего народа завета. Из всего того, что
происходило в Святом Святых, где хранился ковчег с записанными десятью заповедями на
каменных скрижалях и куда могли входить только первосвященники, предварительно
совершив обряд очищения, не делалось тайны: Бог ясно открыл это в Священном Писании.
Главная тема этой книги: «Будьте святы, потому что Я свят». Своим характером человек
должен быть подобен Богу, подражая Ему в повседневной жизни. Святость Бога
предполагает, что Он является источником совершенной жизни в ее физических и
нравственных проявлениях, поэтому физическое здоровье рассматривается как символ
совершенства божественной жизни. Нравственное здоровье резюмируется в одной из
заповедей: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (19:18). В свете этого – отношение
человека к самому себе есть критерий отношения к другим людям.
Книга Числа рассказывает о 40-летнем странствовании Израиля в пустыне на пути
в Ханаан. Эта книга больше, чем летопись. Исторические события являются лишь фоном, на
котором разворачивается повествование о взаимоотношениях человечества с Богом на
примере израильского народа: отступничество от Бога, выразившееся в нетерпении,
сомнении и неверии и, как следствие, поклонении золотому тельцу, ропоте, восстании
против Моисея, что навлекло последующее наказание; сорокалетнее скитание по пустыне;
рождение и возмужание нового поколения израильтян, унаследовавшее землю обетованную.
Книга представляет собой осмысление исторического и духовного пути, пройденного
израильским народом с момента ухода из египетского рабства до обретения земли
обетованной. Переменчивый характер народа и неизменное постоянство Бога, грехи людей и
святость Божия, богоотступничество и богоизбранность подаются в контексте идеи
искупления. Пророческие образы Христа (20:11; 24:15-19), предвещающие искупление
народа Божия, связывают историю избрания Израиля с историей спасения человечества.
Если в Исходе виден прообраз того, как через пасхального агнца (Христа) приходит
избавление от рабского служения греху, то Числа рассказывают о духовных блужданиях
всех детей Божиих по бесплодной и полной опасностей пустыне жизни без Бога. Злейший
враг Израиля (читай: человек) – он сам: «Не бойся Бога – бойся самого себя. Ты сам творец
своих благ и причина своих бедствий. Ад и рай находятся в твоей душе» (П. Марешаль).