224
богатство, почести, связанные с его положением, Моисей уже в сорокалетнем возрасте
вернулся к своему народу, когда знание о Боге превратилось для него в знание Бога. Моисей
оказался способным не только принять величайшие Божии откровения, но и понять их и
изложить таким образом, чтобы они были доступны и его современникам, и отдаленным
потомкам. Тот, кто написал эту книгу, должен был иметь личное общение с живым Богом и в
то же время обладать мышлением, обращенным не к субъективным переживаниям, а к
глобальным, общечеловеческим проблемам бытия, далеко выходящим за рамки личного и
национального. Таким человеком оказался Моисей, являющийся одновременно средоточием
египетского научного знания и еврейской богооткровенной духовности. Богатейший
фактологический (исторический, географический, этнографический и т.д.) материал,
имеющийся в книге Бытие, ее литературная форма и художественные приемы прямо или
косвенно не только свидетельствуют о высочайшей образованности ее автора, но и
указывают на египетское происхождение этого образования.
Книга Бытие описывает происхождение народов земли, подчеркивая, что
человечество произошло от одного корня, сохраненного в Ное. Имена сыновей Ноя и их
потомков дали названия племен и территорий их расселения. Например, сыны Хама («жар»),
младшего сына Ноя, проклятого отцом за то, что тот «увидел наготу отца своего и, выйдя,
рассказал двум братьям своим» (Бытие 9:22), были Хуш (греч. Эфиопия), Мицраим (греч.
Египет), Фут (традиционно отождествляется с Ливией), Ханаан. Каждый из них имел
несколько сыновей. Так, по имени сына Хуша Севы стала именоваться Савея (Сева или
Саба) – африканская страна, населенная рослыми людьми (Исаиа 43:3; 45:11), царица
которой однажды посетила Израиль, славившийся мудростью своего царя Соломона. Иосиф
Флавий отождествляет Сабу (Савею, Севу) с Мерое – столицей древнего жреческого
государства по Нилу и его притоку. Геродот называет Мерое «столицею прочих эфиопов».
По Страбону Саба – богатый центр караванной торговли между Аравией, Индией и
Африкой.
Другой сын Хуша – Нимрод, «сильный зверолов пред Господом Богом», стал
царем шумеров, заложивших основы вавилонской цивилизации, соперничавшей с
египетской. Царство его вначале составляли Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар
(древнее семитское название Вавилонии, колыбели всех ранних цивилизаций).
«Сим и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли
наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего»
(9:23). Они были благословлены Ноем.
Сыновьями Иафета («да распространит Бог») были Гомер (киммерийцы, жившие
на берегах Каспийского моря); Магог (скифы, чьи владения доходили до границ Кавказа);
Мадай (мидийцы), Иаван (ионийцы); Фувал (в клинописях этот народ назывался «Табал»,
населявший южное побережье Черного моря; по мнению исследователей, это
упоминавшийся древний народ тибаренский); Мешех (народ, основавшийся в центральной
части и восточной части Анатолии) и Фирас. Сыны Гомера: Аскеназ (народ, живший в
окрестностях Арарата); Рифат и Фогарма (народы, обитавшие в Малой Азии); Елиса
(отождествляют с Кипром и Критом или их частями); Фарсис (обычно идентифицируется как
территория древней Испании); Киттим (финикийцы, населявшие часть острова Кипр) и
Доданим (Дардания, находившаяся неподалеку от Трои). «От сих населились острова
народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» (10:5).
Бытие, перечисляя всех сынов Сима («имя», «слава») и их потомков, делает акцент
на Евере, один из двух сыновей которого был назван Фалеком, «потому что во дни его земля
разделена» (10:25). Это имя могло означать также отделение избранной линии от остальных,
а также предсказание о рассеянии народов из Сеннаара, куда собрались все ранние племена
для постройки себе города и башни. Таким образом, до строительства города и башни все
племена составляли один народ, говоривший на одном языке (11).