Стр. 223 - 2

Упрощенная HTML-версия

223
тростников и послала рабыню взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет в
корзинке; и сжалилась над ним дочь фараонова и сказала: это из еврейских детей» (Исход
2:5-6). Иосиф Флавий, опираясь на древние источники, пишет, что фараону «один из
египетских ученых… возвестил, что среди израильтян родится мальчик, который если
вырастет, то сокрушит могущество египтян и сделает евреев властным народом; при этом он
превзойдет своей добродетелью всех людей и приобретет вечную славу». По совету
египетских старейшин и книжников всех родившихся мальчиков надлежало утопить,
поскольку никакой другой способ умерщвления не подходит, как свидетельствует история
патриархов Авраама, Исаака и Иакова. Фараон повелел повивальным бабкам Евреянок,
призвав их к себе, следить за беременностью еврейских женщин и не выпускать из виду их
родов. «Повивальные бабки сказали фараону: «Еврейские женщины не так, как Египетские;
они здоровы, ибо прежде, нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают. За сие
Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. И так как
повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их. Тогда фараон всему народу своему
повелел, говоря, всякого новорожденного у евреев сына бросайте в реку, а всякую дочь
оставляйте в живых» (Исход 1:19-21). Тех же, кто поступит вопреки этому приказанию и
осмелится тайно спасти новорожденных, царь приказал вместе со всем их семейством
подвергать смертной казни. В это время у еврея «знатного происхождения по имени Амарам,
заботившегося об участи всего своего народа… и обратившегося к Богу о милосердии,
умоляя Его сжалиться над людьми… освободив их от настоящего горя, оставить им надежду,
что их племя не погибнет, Бог в ответ на его молитву явился к нему во сне» и утешил его в
отношении судьбы народа, а также предсказал судьбу ребенка, которым была беременна его
жена. «Родился мальчик… его тайно воспитывали в продолжение трех месяцев… Затем
Амарам стал бояться, как бы он, навлекши на себя гнев царя, не пострадал вместе с ребенком
и тем помешал бы осуществлению предсказания Господа Бога… Поэтому он предпочел
предоставить спасение дитяти и заботу о нем Предвечному… тем более, что по его
убеждению, Господь Бог и Его слова представляют полную гарантию… Порешив это,
родители сделали тростниковую корзиночку, наподобие колыбельки… замазав ее смолою…
положили в нее ребенка и, спустив на реку, предоставили его спасение Господу Богу…
Мариамма, сестра ребенка, по приказанию матери шла по берегу, чтобы посмотреть, куда
течение понесет корзинку. Тут-то Господь Бог и показал, что человеческие расчеты
совершенно несостоятельны, что все, чего бы Он сам ни пожелал, доводится до
благополучного разрешения и что те, кто из личного интереса готовит другим погибель,
даже при самом большом со своей стороны рвении, ошибаются в своих расчетах, тогда как
уповающие на предопределение Предвечного находят неожиданное спасение и
благополучие, несмотря на величайшие затруднения и опасности. Судьба именно этого
ребенка служит наглядным доказательством всемогущества Господа Бога… Когда… царевна
увидала ребенка, она полюбила его за величину и красоту (в Исходе также сказано о красоте
ребенка)… и тотчас повелела привести женщину, которая дала бы грудь ребенку. Но когда
последний не хотел принимать груди и отказывался от многих женщин, бывшая при этом
Мариамма… сказала… что он примет родную грудь… Признав это замечание правильным,
дочь царя приказала девушке пойти за еврейской кормилицей… та вскоре явилась обратно в
сопровождении никому из присутствующих не знакомой матери своей. Так как младенец с
удовольствием взял у нее грудь, то царевна вполне доверила ей воспитание его. От того, что
он был брошен в реку и вытащен из нее, ребенок получил свое имя, так как египтяне
называют воду
мо (μω),
а спасенных –
исей
(υσης). Сложив эти два слова, они дали их ему в
виде имени» (Флавий). Итак, тот, кого фараон хотел уничтожить, из-за чего было убито
столько еврейских детей, нашел приют в его доме, став членом его семьи, и воспитывался
как принц, получив достойное его статусу образование. Как пишет далее Иосиф Флавий в
«Иудейских древностях», «никто не в состоянии оказать посильное давление на решения
Господа Бога, хотя бы и пустил для этого в ход тысячи ухищрений». Оставив власть,