222
обращается к людям с ожесточенным сердцем, отступившим от Бога, вся жизнь которых
была сосредоточена только на собственных нуждах, удовлетворявшихся любой ценой.
Предсказанное наступление царства Мессии никак не становилось явью: «Дерзостны предо
Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «Что мы говорим против Тебя?». Вы
говорите: «Тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и
ходили в печальной одежде пред лицом Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных
счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но
остаются целы». Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и
пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». И они
будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я
соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда
увидите различие между служащим Богу и не служащим Ему» (Малахия 3:13-18). Цель
книги – обратить людей к Господу, напоминая о любви Божией, и укрепить решимость тех,
кто поистине знает Бога, выполнять дальше свои обязанности в соответствии с Заветом.
Новый Завет, связанный с именем Иисуса Христа – Сына Божьего, рожденного
непорочным зачатием от девы и поэтому Сына Человеческого, о появлении Которого
говорится в ветхозаветных книгах, включает тексты четырех Евангелий (с греч. «Радостная,
благая весть»), Деяния Апостолов, их Послания и Откровение, охватывающие небольшой по
времени (около 100 лет), но самый важный по значительности период, последствия которого
потрясли многовековые устои мира и разделили человечество. Так сбылись слова Иисуса
Христа: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но – разделение»
(Евангелие от Луки 12:42). А разделение это заключается, вероятно, на истинно верующих,
ибо «никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня»
(Евангелие от Иоанна 6:44), и тех, кто «своими глазами смотрят и не видят, своими ушами
слушают и не разумеют» (Иеремия 5:21), ибо Бог «кого хочет, милует, а кого хочет,
ожесточает» (Римлянам 9:18).
Тематика Библии включает сотни тем, достаточно закрытых пока для понимания
мест, часто вызывающих споры и разногласия, но «Слава Божия – облекать тайною дело, а
слава царей – исследовать дело» (Притчи 25:2). Тем не менее (с этим согласны все
исследователи Библии) существующее единство и гармония книг от Бытия до Откровения
отражены в одной сквозной истории – искупление человека Богом, установления личных
отношений с Ним в процессе познания Его. «Потерянный рай» Бытия становится
«возвращенным раем» Откровения: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить
мир, но чтобы мир спасен был через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже
осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том,
что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их
были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не
обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны
были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Евангелие от Иоанна 3:17-21).
Ветхим Заветом называются книги в христианской традиции (иудеи называют их
по-своему), связанные непрерывностью повествования. Пятикнижие Моисея (евр. Тора) –
сложный по структуре документ, составленный из отдельных книг. Оно содержит связное и
непрерывное изложение событий от сотворения мира до смерти Моисея, записавшего их. Не
учитывать эту особенность – значит искажать текст. Центральный момент всего Пятикнижия
– откровение Бога о Себе, данное Моисею: «Я есмь Сущий» (Исход 3:14). Моисей, в котором
Египет сформировал мыслителя, а еврейская духовная традиция привила ему знание о
Едином Боге, сумел понять, что Иегова – это Бог откровения.
Моисей в младенчестве был усыновлен дочерью египетского фараона Фермуфис
(так называет ее Флавий (I в. н.э.), хотя современные источники предполагают, что это была
Хатшепсут, ставшая впоследствии единственной в истории Египта женщиной-фараоном;
предположительно 1504–1483 гг. до н.э.), которая, выйдя к реке, «увидела корзинку среди