Стр. 221 - 2

Упрощенная HTML-версия

221
так и народ – трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно»
(Исаиа 40:6-8).
Если человеческая история, написанная разными людьми, полна лжи, подтасовки
и искажения фактов, чтобы один народ показать в выгодном свете, а у другого подчеркнуть
недостатки, лишь мимоходом упомянуть его достоинства или вообще «замолчать» сам факт
его существования, то библейская история честно говорит обо всех событиях, указывая их
причины и последствия. Бог не человек, поэтому Он не лжет.
Библия – это также история взаимоотношений человека с Богом, начавшаяся с
непослушания, предательства, а затем – познания зла и Любви Божией: «Любовь терпелива,
добра, не завистлива, не хвастлива, любовь не превозносится, – не бесчинствует, любовь не
себялюбива, не обидчива, не держит зла. Любовь не радуется злу, она радуется правде. Она
все извиняет, всему верит, на все надеется, все переносит. Любовь никогда не пройдет» (1
Послание Коринфянам 13:4-8). Истинная «любовь от Бога, всякий, кто любит, рожден Богом
и знает Бога. А кто не любит, тот не знает Бога, потому что Бог – это любовь»; «В любви нет
страха – совершенная любовь изгоняет страх, потому что страх связан с наказанием, и тот,
кто боится, не достиг совершенства в любви» (1 Послание Иоанна 4:8, 18).
В Ветхом Завете эта история рассказывается через историю израильского народа,
записывавшего ее на протяжении более 1500 лет, посредством людей из всех общественных
слоев, включая царей (Соломон, Давид), государственных деятелей (Моисей – политический
деятель, Даниил – премьер-министр), ученых, философов и поэтов (имена некоторых из них
остались неизвестными), военачальников (Иисус Навин), аристократов (Исаиа, Софония),
священников (Самуил, Иеремия), о некоторых авторах известно только имя, а не род занятий
или общественный статус (Иоиль, Авдий, Иона, Наум и др.), земледельцев и скотоводов
(Амос, Михей) и др. За четыреста лет до рождения Христа Бог перестал обращаться через
пророков к народу израильскому как народу Завета. Как пишет Седер Олам Раба, «вплоть до
этого времени (эпоха Александра Македонского) пророки пророчествовали Духом Святым;
после этого времени и далее склони ухо твое и слушай речения мудрых». Можно
предположить, что за это время Бог открылся и грекам, что подтверждается тем, что, наряду
с антропоморфными представлениями о богах, у них было представление о «невидимом
Боге» уже в V веке до н.э. В книге «О природе вещей» Эмпедокл пишет:
…Божество недоступно ни зрению нашего ока,
Ни осязанию рук, а ведь в них пролегает наилучший
Путь для внедрения веры в сердца недоверчивых смертных.
Нет у Него головы человекообразной, что члены
Смертных венчает, ни рук, что как ветви из плеч вырастают,
Нет ни быстрых колен, ни ступней, ни частей волосатых:
Дух лишь один существует Святой, несказанный, от века
Мыслями быстрыми вкруг обегающий все мирозданье.
«Я открылся не вопрошавшим обо Мне. Меня нашли не искавшие Меня» –
записано в книге пророка Исаии (VIII в. до н.э.).
Ветхий Завет завершается пророческими книгами, написанными примерно в V–VI
веках до рождества Христова. Последние из них – книги пророков Малахии и Захарии. В
книге Захарии предсказывается и описывается последняя война против Иерусалима, в
образах и понятиях ветхозаветной жизни рисуются картины будущего, описание Мессии
(греч. Христос), Который исполнит обещанное Богом о Себе в Ветхом Завете. Здесь
предсказывается предательство Христа, Его смерть и воскресение (например Захария 13).
Книга пророка Малахии начинается с темы заветной любви Божией. Лицемерие
священников и их неверность Богу становятся очевидными по причине утраты веры людьми,
которые «нарушают завет», поступая вероломно друг с другом как в супружеских
отношениях, так и в общественных и хозяйственных делах. До тех пор пока они не
раскаются, над ними тяготеет проклятие Божие, навлекаемое ими самими. Малахия