Стр. 220 - 2

Упрощенная HTML-версия

220
Соответственно вышеизложенному причины и признаки болезней, согласно
Авиценне, возникают из-за неуравновешенности натуры вследствие чрезмерного
переполнения соками или силами того или иного органа, а также из-за преобладания в
организме одного из четырех основных соков.
К явлениям, в результате которых возникают болезни, Авиценна относит
закупорку в проходах (сосудах и устьях вен), мешающую прохождению питательных
веществ. Следующая причина – ветры, которые определяются по вздутию и урчанию в
животе. Опухоли – еще одна из серьезных причин и проявлений болезни. И еще одна
причина плохого здоровья – нарушение непрерывности тех или иных органов, которое
бывает внешним либо внутренним, что может сопровождаться истечением сока
(кровохарканье например).
Лекарственные вещества, используемые Авиценной в своей практике, по их
действию на организм человека делятся на те же основные четыре категории: охлаждающие,
согревающие, увлажняющие и высушивающие. Эти свойства лекарственные вещества
способны проявлять при использовании как в чистом виде, так и в составе сложных
лекарственных составов. Важным критерием, для того чтобы суметь отнести лекарственное
вещество к той или иной категории, служит вкус. Авиценна выделял восемь основных
разновидностей вкуса: сладкий, горький, едкий, соленый, кислый, терпкий, вяжущий,
жирный. Кроме того, вещество, несущее в себе вкус, бывает либо плотным, либо землистым,
либо разреженным, либо уравновешенным, а сила его бывает горячей, холодной и средней.
Соленый, горький и едкий вкусы свойственны только горячему веществу, вяжущий, кислый
и терпкий – только холодному. Острые и резкие запахи бывают лишь у горячих веществ.
Едкое на вкус лекарственное вещество наиболее горячее, далее идет горькое и
соленое. Терпкое вещество относится к наиболее холодным, следом за ним идут вяжущее и
кислое. Однако кислое, хотя и не такое холодное, как терпкое, может охлаждать сильнее из-
за своей разряженности и способности к лучшему проникновению в организм. Также и
теплота едкого вещества зачастую оказывается более сильной, чем горячего, так как оно
тоже способно интенсивно проникать в глубь живых организмов.
Сладкое и жирное могут заставить течь вещества, которые сгустил холод, а также
склонны устранять шероховатость.
Кроме того, Авиценна делил все лекарственные вещества по их способности
производить в организме больного то или иное действие. Это растворяющие,
разреживающие, изгоняющие ветры, способствующие созреванию, сглаживающие и многие
другие.
Библия
,
или Священное Писание,
это Книга Бога: «Я возвещаю от начала, что
будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и
все, что Мне угодно, Я сделаю» (Исаиа 46:10). Библия – история человечества во всей
полноте, от начала до конца рассказанная Им Самим языком, понятным для человека любой
эпохи, эхом отраженной в мифологии и философии. Если мифы и философия описывают эту
историю как бы извне, как зрители, скорее как люди, узнавшие о факте или частице его
понаслышке и пытающиеся толковать его в различных мистериях или учениях, то Библия
говорит изнутри как обладательница этого факта во всей полноте. Она свидетельствует о
Творце всего сотворенного, имеющего чувства, описанные языком, понятным для человека
любой культуры: гнев, сострадание, сожаление, радость, спокойствие, но никак не
равнодушие, злоба и безразличие, в которых часто обвиняют Его. Он – Сущий, т.е. Тот, Кто
был, есть и будет существовать вне времени, которое Сам и установил для всего творения,
как и законы природные, по которым существует все сотворенное, поэтому краткость и
уязвимость человеческой жизни сравниваются с травой: «Всякая плоть – трава, и вся красота
ее – как цвет полевой. Засыхает трава, цвет увядает, когда дунет на него дуновение Господа: